Ночью просыпался от крови, идущей носом

28 апреля 2008, 16:32
Голова раскалывалась, так как если накануне я бы пил плодово-ягодный "шмурдяк", а в конце попойки получил бы дубиной по затылку.

"Наконец-то займемся тем, ради чего приехали, альпинизмом! Надоел этот "турпоход", – рассказывал нам руководитель экспедиции Сергей Ковалев. Даже заболевшие во время пути альпинист Олег Палий (проблемы с легким) и доктор-травматолог Олег Лавриненко (горная болезнь) торопились к вершине, и позволили себе лишь двухдневный отпуск в небольшом поселке Феричи, расположенном на полкилометра ниже базового лагеря.

Надо сказать, что тактика современного альпинизма строится на постепенном продвижении вверх. Набрав примерно полкилометра (и выше) высоты, альпинисты строят промежуточный лагерь. Он необходим для ночевки, акклиматизации, без этого горная болезнь может превратить восхождение в пытку, или вовсе его сорвать. Побывав на высоте базового лагеря – 5300 метров я испытал большую часть "прелестей" высокогорной хвори. Голова раскалывалась, так как если накануне я бы пил плодово-ягодный "шмурдяк", а в конце попойки получил бы дубиной по затылку. Тошнило лишь от одного запаха еды. Ночью просыпался от крови, идущей носом, коктейль бессонницы и боли выматывал достаточно сильно. К этому добавлялось еще и "тяжелое дыхание" – быстро развязываешь кроссовки, забираешься в спальный мешок, и… чувствуешь себя рыбой, выброшенной на лед, легкие лихорадочно вдыхают разреженный воздух и вдыхают, вдыхают, вдыхают. "А представляешь, что в таком состоянии надо бороться за жизнь? – спрашивал Ковалев, и сам отвечал – Такое состояние и есть борьба за жизнь". Добавлю, что помимо мучительных болей парням надо будет сражаться и с ураганным ветром, и с холодом (до -30), коварными ледниками.

Реклама

Увы, непальские власти запретили пользоваться спутниковыми телефонами в базовом лагере (вероятно, дабы предотвратить возможные провокации, связанные с ЧП в соседнем Тибете). Узнать, как прошло восхождение к первому и второму промежуточному лагерю, мы сможем лишь в середине мая, когда Непал вернет "мобильную свободу слова". На пик Эвереста ребята планируют зайти 20-25 мая.

То, что подъем начался в канун Пасхи можно воспринимать как добрый знак, а местный повар Патсанг наверняка порадовал дончан непальским аналогом куличей и крашенок. К слову о религии. До этого лама высокогорного монастыря в Пангбоче благословил альпинистов и их флаги. Сейчас над лагерем развеваются разноцветные буддистские флажки, флаг Украины и донецкой области (символ "Сегодня" не устанавливали, так как ему предстоит идти до самой вершины, а на время приматывать скотчем не уважительно).