Норвежский террорист в суде впервые встретился с пострадавшим

25 апреля 2012, 13:58
Выживший после теракта в Осло боится громких звуков и ходит на костылях.

Андерс Брейвик. Фото AFP

Норвежский террорист Андерс Брейвик, убивший 22 июля прошлого года 77 человек, в среду впервые встретился лицом к лицу с человеком, пострадавшим от его действий.

В окружном суде Осло, где стартовал восьмой день слушаний по самому громкому в новейшей истории страны уголовному процессу, показания дал 26-летний норвежец, выживший после взрыва бомбы в правительственном квартале Осло и перенесший пять операций.

Реклама

Хотя после трагедии прошло уже девять с лишним месяцев, свидетель все еще ходит на костылях. Он признался, что после теракта боится громких хлопков и резких звуков. Прежде он изучал право и играл в футбол, теперь надеется восстановиться и вернуться к любимым занятиям, которые был вынужден оставить из-за перенесенных ранений.

Узнав себя на кадрах с уличных камер наблюдения, зафиксировавших его незадолго до взрыва, молодой человек рассказал, что помнит взрыв и пламя. Он инстинктивно прикрыл руками лицо и голову.

"Стало очень, очень жарко. В ушах непрерывное гудение. Все вокруг разрушено. Я сразу подумал, что это бомба", – сказал свидетель.

Реклама

По его словам, он попытался помочь какому-то мужчине, но тот посмотрел на него взглядом, говорившим: "Как ты можешь мне помочь, посмотри на себя". Оказалось, что он и сам в крови: "Из меня хлестала кровь. Мои голубые джинсы стали красными. Я лежал, звал на помощь и думал, что умру, если никто не придет".

"Сработал инстинкт выживания. Я удивляюсь сам себе", – признался пострадавший.

Он рассказал, что когда люди явились на помощь, он сообразил, что одежду, которая была у него в рюкзаке, можно использовать в качестве жгутов, чтобы остановить кровотечение.

Реклама

"Я был уверен, что умираю, совершенно не чувствовал ног и все время спрашивал, на месте ли они", – вспоминает выживший в трагедии о своих переживаниях в тот момент. По его словам, водитель скорой признался ему, что не верил в то, что после таких ранений он выживет.

В суде был показан натуралистичный кадр сцены вскоре после взрыва. На нем можно было увидеть свидетеля, который был весь в крови.

Свидетель давал показания, находясь в считанных метрах от террориста, однако вел себя спокойно, не выказывая признаков гнева и злобы.

Брейвик же слушал рассказ человека, которого его бомба едва не убила, с бесстрастным, холодным и серьезным лицом. Он смотрел в сторону свидетеля, но между ними ни разу не возникло визуального контакта.

Никаких эмоций и ничего похожего на угрызения совести не появилось на лице террориста и при виде кровавых кадров, тогда как почти все присутствующие не могли сдержать слез.

После выступления первого пострадавшего сторона обвинения начала зачитывать показания других выживших свидетелей, которые не смогли лично явиться в суд. Один до сих пор восстанавливается после тяжелых ранений. Он потерял ногу, перенес свыше десятка операций.

За поведением Брейвика на слушаниях наблюдают четыре назначенных судом психиатра – главным остается вопрос о том, можно ли считать этого человека вменяемым. Еще одну экспертизе террориста подвергнут по просьбе его защиты, поскольку две предыдущих дали противоположные результаты.

От третьей экспертизы и решения суда будет зависеть наказание 33-летнему убийце. Если его сочтут вменяемым, то посадят в тюрьму (ему грозит срок до 21 года). Если нет – он будет отправлен на принудительное лечение, возможно, до конца жизни.

Сам Брейвик, считающий себя здоровым "спасителем" норвежской нации, хочет в тюрьму, заявляя: "Отправить "политического активиста в психбольницу – значит предпринять более садистский и порочный шаг, чем убить его".

Свое решение суд предполагает огласить к 22 июля – первой годовщине со дня трагедии