Новая "черная дыра" побила все рекорды по массе

1 ноября 2007, 13:33
Астрономы обнаружили черную дыру массой от 24 до 33 солнечных масс, что делает ее самой тяжелой из тех черных дыр, которые образовались вследствие коллапса ядра звезды.

nasa.gov

Предыдущий рекорд – 16 солнечных масс – продержался всего две недели.

Для астрономического рекорда этого все же мало. Однако с научной точки зрения интересен не столько рекорд, сколько новые данные, которые можно получить благодаря новым открытым объектам.

Масса обнаруженной дыры превосходит теоретический предел массы черных дыр, рассчитанный для нашей галактики. Этот объект находится в системе X1 галактики IC 10, удаленной от Земли примерно на 1,8 миллиона световых лет.

Чем массивнее звезда, тем тяжелее будет остающаяся после нее черная дыра, однако есть некоторый предел, за который перешагнуть не удается: как бы ни была тяжела звезда, все равно большая часть ее массы будет унесена со звездным ветром или потеряется при вспышке сверхновой. Поэтому максимально возможная масса черной дыры в галактике Млечный Путь – 15-20 солнечных масс.

Дыра, поставившая новый рекорд, в эти рамки не вписывается. Возможно, причина в том, что в других галактиках звезды имеют иной состав: в них меньше относительная массовая доля элементов, которые тяжелее гелия и водорода. За счет этого они теряют меньше вещества со звездным ветром.

Следует отметить, что речь идет только о черных дырах, образовавшихся вследствие коллапса ядра звезды. Существуют значительно более массивные черные дыры, но они возникают другим образом.