Обезьянам свойственны угрызения совести

16 февраля 2009, 14:36
Профессор Франс де Вааль из Университета Эмори, США, утверждает, что высшие приматы способны проводить различие между плохими и хорошими поступками.

Исследование оспаривает ту точку зрения, согласно которой животные действуют вне категорий морали, а понятия добра и зла свойственны исключительно человеку.

Профессор де Вааль и его коллеги провели серию экспериментов над крупными человекообразными обезьянами и их более мелкими сородичами.

Реклама

Животным предлагалось выполнить различные задания, при этом правильные действия поощрялись едой и лаской. Ученые отметили, что в случае нарушения "правил игры" со стороны человека – например, несправедливом лишении награды – приматы в большинстве случаев расстраивались, некоторые из них даже отказывались от дальнейшего участия в состязании.

В серии экспериментов над шимпанзе было отмечено, что животные без какого-либо принуждения или стимула со стороны человека предлагали свою помощь товарищам, показывая тем самым способность к проявлению симпатии, а, возможно, и чувства социального долга.

"Я не хочу сказать, что высшие приматы являются моральными существами в том же смысле, что и люди, но то, что у них есть зачаточные представления о хорошем и плохом – это бесспорно", – говорит Франс де Вааль.

Реклама

Некоторые антропологи согласны с профессором в том, что мораль могла возникнуть в результате естественного отбора.

Так, понятие о том, "что такое хорошо и что такое плохо" могло сложиться у предков современного человека во время ледникового периода, когда гоминидам пришлось выживать в крайне суровых условиях.

В прошлом году группа британских зоологов во главе с Орлет Фрейзер, наблюдавшая за сообществом 22 взрослых шимпанзе, обнаружила, что приматы помогают друг другу справиться со стрессом после драк. Такое поведение, по мнению зоологов, указывает на определенный уровень сопереживания и способности поставить себя на место другого.