Осетия и Абхазия собирают друзей

4 сентября 2008, 17:20
Независимость кавказских республик признала Никарагуа.

Американский союзник. Даниэль Ортега, это, конечно, не Буш; фото AFP

Россия точно не будет единственным в мире государством, признавшим независимость сепаратистских кавказских республик. Выдержав паузу, ее примеру решило последовать еще как минимум одно государство — за подготовку документов об официальном признании Южной Осетии и Абхазии взялся МИД Никарагуа. Накануне Даниэль Ортега, президент Центральноамериканской страны с населением около 6 млн. человек (больше, чем в Грузии, там порядка 4,6 млн человек), заявил о том, что его правительство полностью поддерживает позицию РФ и готово примкнуть к клубу признавших самопровозглашенные республики. Уже в ближайшие дни решение президента будет одобрено парламентом Никарагуа. И на Никарагуа снежный ком не остановится, считают и в России и в республиках. "Я думаю, в ближайшее время 10—11 стран признают Абхазию, — заявил накануне президент республики Сегрей Багапш. — Если нет, это никак не скажется на статусе республики".

Багапш прав — в одностороннем порядке признав 26 августа независимость Южной Осетии и Абхазии, Россия уже перевела их из разряда непризнанных республик в категорию частично признанных государств. И в этом клубе частично признанных они не менее близки к конечной цели, чем Турецкая Республика Северного Кипра, Тайвань, Сахарская Арабская Демократическая Республика или Косово — как и "кавказских сепаратистов", суверенитет последних пока не признан ООН, но признан отдельными членами ООН, а в некоторых случаях и НАТО. После признания суверенитета республик Россией неважно, уподобятся ли они Кипру, признанному одной лишь Турцией, или Косово, независимость которого признали 40 государств. "Если независимость признало хотя бы одно государство, дальше количество в юридическом смысле не имеет значения, — заявил "Сегодня" политолог Кирилл Танаев, директор Фонда эффективной политики. — Для того чтобы добиться когда-нибудь международного признания, той же ООН допустим, признания суверенитета Кавказа Россией достаточно". Признание их независимости другими странами, неважно сколько таковых будет, и кто это будет — Никарагуа с Беларусью или Франция и Канада — вопрос исключительно моральной поддержки и солидарности. В международном юридическом аспекте это ничего не дает, уверяет Танаев: "После признания Российской Федерацией Южная Осетия и Абхазия уже могут обращаться в ООН с просьбой признать их суверенными государствами, и их вопрос будут рассматривать". В самой же Южной Осетии о намерениях обратиться в ООН пока официально не объявляли. Там понимают, что сейчас добиться положительного ответа от них практически нереально.

Реклама

НЕ НУЖНО, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ

В действительности и республикам, и Кремлю небезразлично, признает ли Южную Осетию и Абхазию кто-нибудь еще. Уже в первые дни после заявления Медведева Москва обратила выжидательный взор в сторону отмалчивавшейся Беларуси, затем — всего СНГ и Азии. Первая попытка заручиться международной поддержкой была предпринята Кремлем спустя всего 2 дня — на саммите ШОС, однако участники съезда предпочли нейтралитет. Второй раунд России предстоит провести сегодня в Москве в рамках заседания ОДБК — военно-политического союза РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Во всяком случае, президенту Беларуси Александру Лукашенко после заседания точно придется ответить на вопрос, будет ли Минск признавать республики.

Официальный Кремль уверяет, что давления на партнеров, союзников и прочих в вопросе признания независимости Кавказа, оказывать не собирается, а их нерешительность объясняет тем, что должно пройти некоторое время. "Если какое-то государство сейчас скажет, что признает независимость Абхазии и Южной Осетии, то это может вызвать дополнительные дискуссии и даже спекуляции, но нам этого не нужно", — заявил представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.