"Оккупай Москву": история протестов в России

9 июня 2012, 07:52
Май в России ознаменовался ежедневными акциями протеста и креативными шествиями.

6 мая. За день до инаугурации Путина на первый «Марш миллионов» вышли 100 тысяч оппозиционеров. Фото AFP

Месяц Владимир Путин является президентом России и месяц его противники пытаются ежедневно проводить протестные акции. Первые три недели президентства ВВП наиболее инициативная молодежь пыталась удержаться на улицах Москвы, чтобы устроить свой Майдан или нечто похожее на нью-йоркскую акцию протеста "Оккупируй Уолл-Стрит". В итоге не без помощи полиции оппозиционное движение переросло в кочующие по Москве акции.

ФОТО: История российских протестов в фотографиях

Реклама

ХРОНОЛОГИЯ. Идея закрепиться в каком-то парке или на площади возникла 6 мая, когда за день до инаугурации ВВП в Москве оппозиция провела 100-тысячный "Марш миллионов", благополучно разогнанный ОМОН. 7 мая согнанные с Болотной оппозиционеры закрепились сначала в Ильинском сквере, а в ночь на 8 мая направились на Чистые пруды, поскольку сквер активно начали мыть поливомоечные машины. Тактику, которую выбрали протестующие, охарактеризовал Алексей Навальный: "Не сопротивляемся. Отходим/приходим".

На Чистых прудах организовали стихийный лагерь, получивший название "ОккупайАбай", поскольку рядом оказался памятник казахскому поэту-либералу Абаю Кунанбаеву. В первую ночь под поэтом заночевали 300 человек, а полиция увезла в СИЗО Сергея Удальцова и Навального, которым инкриминировали неповиновение полиции. Утро здесь встречали под гитару песней "Луч солнца золотого" из "Бременских музыкантов", а вечером проводили Ассамблею, на которой голосованием решали, как пройдет следующий день.

Несколько дней у Кунанбаева пели, обсуждали нормы конституции, занимались йогой, раздельно собирали мусор несколько сотен человек, включая анархистов и националистов. А власти думали, что с этим всем делать. "Если бы было хоть одно основание их задержать, мы бы их замели. Но они даже не кричат", — такой отчет передал начальству один из полковников полиции, побывавший у памятника. Звукоусиливающую аппаратуру "оккупанты" не использовали, а речи ораторов на Ассамблее передавали от первого ряда к последнему хором. Явных организаторов у этой акции также не было, политических плакатов тоже. Палатки пытались установить только под видом организации общественных приемных оппозиционно настроенных депутатов Госдумы, но их быстро демонтировали стражи порядка. Периодически, чтобы противники Путина не расслаблялись, полиция применяла тактику выборочных задержаний по какой-то лишь им понятной схеме. Брали как с белыми ленточками — символ нынешних российских протестов, так и людей, пришедших просто поглазеть на происходящее. Некоторых отпускали сразу после оформления протоколов о нарушении общественного порядка, других — по приезду в дежурное отделение полиции.

Реклама

РАЗГОН. На восьмой день власти+правоохранители придумали, как бороться с кочующими протестами... коммунальщиками и недовольными гражданами. Сначала московские власти оштрафовали участников лагеря на $400 тысяч за порчу газонов и за скотч на деревьях, а затем Басманный суд Москвы удовлетворил жалобу 12 жителей Чистопрудного бульвара на беспорядок, устроенный протестующими. "Постоянные шумы до поздней ночи, зловоние и полная антисанитария делает невозможным наше спокойное и безопасное житье", — заявила на суде одна из жительниц. В ночь на 16 мая лагерь был разогнан и перебрался сначала в сквер у метро "Баррикадная", затем на Кудринскую площадь. Рядом с новым лагерем находится только сталинская высотка. Здесь нашлась только одна недовольная старушка, которая на камеру НТВ назвала "оккупантов" "тараканищами" и поинтересовалась, почему они не работают и не учатся. Здесь лагерь продержался три дня, а потом после очередной волны задержаний перебрался на Старый Арбат, где главным объектом "оккупации" стал памятник Булату Окуджаве.

В последующие дни полиция зорко смотрела, чтобы никто не дремал на асфальте и не было раздачи еды людьми без санитарных книжек. "Спать и есть в антисанитарных условиях запрещено. Хотите спать, идите домой, нечего тут бомжатник устраивать", — сказал один из полицейских. Периодически проводились аресты, например, за "нарушение композиции" памятника Окуджаве. "По словам сотрудника полиции, стоя рядом с памятником, я нарушал его композицию и своей демагогией привлекал внимание граждан", — написал в своем Twitter участник движения "Белый автозак" Вадим Дергачев, задержанный 19 мая. К памятнику же начали проявлять повышенный интерес коммунальные службы, иногда моя Окуджаву два раза в день, поливая из машины не только памятник, но и все вокруг.

Несмотря на то что в последние дни сидение на Арбате устраивают не более 30 человек, а вечером к ним приходят не более 200 человек, 24 мая полиция начала высказывать недовольство. "Все эти мероприятия в парках и скверах превратились в балаганы и мешают привычной жизни людей", — заявил замначальника Управления общественного порядка ГУ МВД РФ по Москве Дмитрий Дениченко. По его данным, подавляющее большинство протестующих в последние дни — иногородние, "они находятся в режиме туристической поездки" и, оставшись без лидеров, "перешли в режим валяния на ковриках", а "лежащие на земле на ковриках и в спальных мешках люди отпугивают туристов".

Реклама

31 мая, после разгона традиционной и несанкционированной акции в защиту 31-й статьи Конституции РФ о гарантии на свободу собраний, группка активистов из 15 человек устроила громкозвучащую акцию "ОккупайКремль" — провела ночь на Красной площади. Разместились активисты на ступеньках со стороны ГУМа напротив Спасской башни, назвав это "Добрым лагерем". Ночью они ходили по Красной площади, читали стихи Бродского и Маяковского, а полиция лишь поинтересовалась, не собираются ли ребята устроить здесь голодовку. Поскольку голодовка не была запланирована, никого в отделение не забрали.

6 июня в Подмосковье защитники Химкинского леса, через который строится трасса Москва—Петербург, начали акцию "ОккупайХимлес". Их пока не разгоняли, поскольку, по словам представителя застройщика, "мы никаким образом не можем выражать свое отношение к людям, которые отдыхают на территории леса".

Еще одним итогом прошедшего месяца стало обогащение лексикона россиян тремя жаргонизмами: "космонавты" (экипированные бойцы полиции в касках), "винтаж" (задержание на массовом мероприятии) и "автозак" (транспорт для перевозки завинченных). В разные дни в мае завинченными оказались Навальный, Удальцов и Илья Яшин, они получили по 15 суток. Боевое крещение прошла и светская львица Ксения Собчак, которую впервые в ее жизни задержали в первые дни "Оккупай". Свидетели так описали эту операцию: под руки Собчак завели в глухо тонированный "пазик". Майор, командир ОМОН, ехидно улыбаясь, заметил: "Специально для вас, Ксения, — гламурненький автозак". На что та ответила: "А гламурные дубинки?!".

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТЕСТОВ: ДЕФИЛЕ И ПИАНИНО НА УЛИЦЕ

Поскольку ни одна политсила не рискнула присоединиться к ночевкам на улице, нужно было искать другую форму поддержки. Интеллигенция придумала устраивать шествия или народные гуляния, — мол, ну ходить-то по улицам хоть можно? Первую прогулку инициировал писатель Борис Акунин, в адрес которого Путин как-то заметил: "Он пишет очень интересные, для меня во всяком случае, вещи. Он, насколько мне известно, этнический грузин. Я понимаю, что он мог не воспринимать действия России во время вооруженной борьбы между Грузией и Россией". 13 мая этнический грузин повел за собой около 20 тысяч человек.

19 мая уже художники взяли инициативу. Они провезли по центру Москвы на тележках свои инсталляции и даже пианино, на котором наигрывали джаз. Народ увидел картину с Путиным на корточках, инсталляцию "Россия встает с колен" в виде утопленной головой в бетон девушки. В это же день в лагерь на Арбате пришел В. Жириновский, где раздавал мороженое и газировку. Конечно, за это он должен был попасть в автозак, но раздачу сладостей лидер ЛТПР объяснил празднованием победы хоккейной сборной РФ над финнами, а за такое не забирают. 27 мая 100 человек устроили "Белое дефиле" на Красной площади. По инициативе художников, писателей и кинематографистов в мае "молчаливые шествия" прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске и Нижнем Новгороде.

Читайте часть 2. "Оккупай Москву": в массовых протестах в возможна пауза до лета 2013 года