Пассажир "Булгарии" спас 5-летнего малыша, а свою беременную жену – уже не смог

12 июля 2011, 00:03
За три минуты на теплоходе погибли 117 человек.

Родственники пассажиров «Булгарии» плакали в порту. Фото AFP

Еще одной масштабной трагедией пополнилась история России — в воскресенье днем на Волге затонул двухпалубный теплоход "Булгария", который вез, по данным МЧС Татарстана, от 205 пассажиров по маршруту Казань—Болгар (Татарстан)—Казань. Когда теплоход отплыл от порта всего 30 км, правый борт сильно накренился, при повороте его захлестнуло боковой волной, и теплоход завалился на бок. В этот момент судно находилось в крупнейшем на Волге Куйбышевском водохранилище, в 3 км от берега. Спастись смогли только 57 пассажиров, в том числе грудной ребенок. Лишь у двоих хватило сил доплыть до берега, остальных подобрал проходивший мимо теплоход "Арабелла". Подняться на борт людям помогали члены экипажа теплохода, а его пассажиры лишь снимали на мобильные утопающих. Спасенные рассказали, что в районе кораблекрушения видели и другие суда, но они проплыли мимо. "Мы махали им, но они не остановились. Нас спасла лишь "Арабелла", — рассказал один из пассажиров, которому досталось место в одном из двух спасательных плотов (должно было быть минимум четыре).

ВИДЕО: Перед крушением "Булгарии" детей собрали в комнате, откуда они не смогли выбраться

Реклама

Экипажу "Булгарии", который еще год назад назывался "Украина", повезло больше, он практически весь спасся — 23 члена экипажа из 33-х остались в живых, в том числе кок, радист, стажер и старший помощник капитана. 56-летний капитан Александр Островский значится в списке пропавших без вести, как и его жена. "Капитан тонет вместе с кораблем, это известный факт. Наш капитан до последнего находился на теплоходе", — рассказал агентству "Татар-информ" рулевой.

ФОТО: Выжившие после крушения "Булгарии" встречали родных со слезами

Реклама

УТОНУЛИ ЗА ТРИ МИНУТЫ. По данным на полдень понедельника, количество жертв "российского "Титаника" составляло 117 человек (возможно, и 128, поскольку многие пассажиры были незарегистрированными), что сравнимо с трагедией АПЛ "Курск" в 2000 году, когда погибли 118 подводников. Но, в отличие от "Курска", где часть матросов теоретически могли до двух недель ожидать спасения в задраенном 9-м отсеке, у пассажиров теплохода не было и 10 минут на спасение — "Булгария" полностью ушла под воду за 3—8 минут и оказалась на 20-метровой глубине. "Никто ничего понять не успел", — приводит РИА "Новости" слова одного из спасшихся, которого смыло с палубы волной. Тем не менее всю ночь на понедельник, несмотря на то, что из баков "Булгарии" вытекало топливо, водолазы простукивали стенки судна, пытаясь услышать отклик от тех, кто мог бы остаться в образовавшихся "воздушных карманах". Безрезультатно. "Обнаружено скопление людей в районе бара и ресторана. Видимо, проводились какие-то мероприятия. Живых среди них нет", — заявил представитель МЧС. По словам очевидцев, тонули с музыкой: до последнего момента в каютах играла музыкальная пьеса, а сигналов SOS не было.

Свидетельства очевидцев трагедии леденят кровь. Практически выжили те, кто успел спрыгнуть в воду, кого выбросило за борт или кто вовремя сориентировался и выбил иллюминатор. Остальные оказались заложниками быстро уходящего под воду судна. Среди них около 50 детей, которых собрали в детской комнате с песочницей для развлекательной программы незадолго до того, как произошла трагедия. Спаслись не более 20 ребятишек, в том числе 5-летний Адель, который рассказал, что его мама и бабушка утонули, а сам он "схватил за руку какого-то дядю и вынырнул". Этот мужчина по имени Руслан буквально вытолкнул Аделя на спасательный плот, а также успел спасти женщину, но не смог помочь своей беременной жене. "На воде я увидел плот, на котором уже началась паника, — рассказал Руслан журналистам. — Доставать людей из воды, перемазанных в мазуте, было очень тяжело. Я в масле, они в мазуте, тянешь — соскальзывают". Еще один мужчина лишился всей семьи: он не успел выбросить из каюты жену, но, схватив малолетнего сына, бросился в воду. В прохладной воде он не смог долго удерживать ребенка — руки заледенели, и малыш ушел под воду.

ВЕРСИИ. Официальная причина гибели круизного теплохода пока не названа, но уголовное дело открыто по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта". "Сегодня" насчитала минимум четыре причины, по которым "Булгария" не должна была выходить в этот рейс.

Реклама

Во-первых, рулевой заявил, что теплоход отчалил с одним неработающим двигателем: "Нам дали команду идти в рейс, мы не могли ослушаться". В предыдущем рейсе этот двигатель останавливался несколько раз. "На "Булгарии" нельзя было возить людей. Долгое время теплоход находился в техническом отстое. Затем его стали сдавать в аренду фирмам. Это суденышко едва дышало, оно дергалось, то и дело останавливалось... Я помню случай, когда из-за сильной качки он чуть не перевернулся. Его ремонтировали на каждой стоянке. Мы облегченно вздыхали в конце рейсов", — рассказал журналистам бывший член экипажа "Булгарии".

Во-вторых, был сильный перегруз судна. По техническому регламенту на теплоходе могло находиться не больше 140 человек, включая экипаж, а было 208. В-третьих, в этот день был шквальный ветер, что в сочетании с неработающим двигателем было опасно. В-четвертых, теплоход с момента спуска на воду в 1955 году ни разу капитально не ремонтировали. Но 15 июня он прошел проверку Минтранса России и был признан технически годным. Почему через полмесяца отказал двигатель и почему с такой поломкой "Булгария" отправился в рейс, выясняют следователи. Допросить по этому поводу самого старшего из оставшихся в живых члена экипажа — помощника капитана — невозможно, он находится в шоковом состоянии.

НА ПЕРЕГРУЗ СМОТРЯТ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ

Мининфраструктуры Украины в июле проведет внеплановые проверки наших судов, возраст которых более 25 лет. Эксперты уверены, что это не лишнее. "Есть в Украине суда, которым по 30—40 лет, — рассказал нам глава киевской пароходной компании "Гидропарк" Владимир Науменко. — Но, им, например, заменили корпуса, после чего они получили свидетельство об обновлении корпуса и теперь считается, что им 1—2 года, а насколько мне известно, за последние 15—20 лет в Украине ничего нового не строили. Есть в Украине и суда, которым по 50—60 лет". А на морских прогулках у берегов Крыма в основном используются советские катера и теплоходы, которые выпущены в начале-середине 1970-х. И в погоне за прибылью хозяева и капитаны сквозь пальцы смотрят на перегруз пассажирами и скрывают проблемы с состоянием судов. "На рейсовых теплоходах Ялтинского морпорта хоть какой-то контроль еще есть. Но и у них старый плавсостав. А вот у частников бардак страшный и, похоже, за ситуацией следят не строго: в районе Нового Света и Судака — народ на палубы набивают, как селедку в бочки", — сказал нам представитель Морского регистра. Старые теплоходы, списанные из крупных компаний, продают и покупают за $150—200 тыс. и пытаются окупить затраты за четыре-пять сезонов. Владельцы судов обязаны страховать своих пассажиров на случай ЧП, но многие из экономии этого не делают. Кстати, последняя большая морская катастрофа в Крыму произошла 10 лет назад, как раз из-за перегруза: затонул возвращавшийся из Турции "челнок" — теплоход "Память Меркурия", погибло 16 человек.

Правда, в Госфлотинспекции Украины уверяют, что контроль за всеми судами в стране на должном уровне. "Перед началом навигации мы уже проводили проверку судов. Теперь проведем проверку после событий на Волге", — заверил начальник Госинспекции Украины по безопасности судоходства Анатолий Шемелин.