Пираты от Римской империи до Украины

25 февраля 2010, 07:24
За Юлия Цезаря заплатили пятую часть выкупа "Фаины", во времена СССР от бандитов отбивались оголенными проводами, а ныне — колючей проволокой.

Сейчас, пожалуй, и дня не проходит без новостей о сомалийских пиратах. Последний громкий случай — захват судна Asian Glory с 10-ю украинцами на борту. В начале февраля за освобождение этого сухогруза вымогали рекордную сумму — $15 млн (для сравнения "выручка" за "Фаину" составила $3,2 млн). Моряки до сих пор в плену. Но растут не только аппетиты морских разбойников, увеличивается и количество нападений на моряков. По данным международного бюро судоходства IMB, в 2009-м пираты, бандиты или просто мелкие воришки взобрались на борт 153 судов, 49 судов было похищено, 120 в ходе нападений обстреляно, 8 моряков были убиты, 68 — ранены, 1052 попали в плен. В 2008-м таких случаев было почти вполовину меньше.

Африканское побережье, острова Юго-Восточной Азии, легендарное Карибское море и в прошлом столетии были опасны для мореходов. Но почему же мы ничего не слышали о нападении на советские корабли? Ответ прост — холодная война заставила наш и американский флот быть в полной боевой готовности и находиться во всех уголках земного шара. Расплата за нападения на сухогрузы или траулеры следовала незамедлительно. "В 1983 году наш авианосец шел из Средиземного моря в Атлантический океан, и вдруг поступила команда подойти к нейтральным водам Алжира, — вспоминает капитан первого ранга в отставке Евгений Лившиц. — Оказалось, что быстроходные плоскодонки с пиратами, вооруженными калашниковыми, окружили 12 советских рыболовецких судов. И когда мы подошли, а с палубы в воздух поднялись наши самолеты — алжирские пираты бросились врассыпную, инцидент был исчерпан". Считается, что за порядком на море в СССР следили не только военные, но и спецслужбы. "Товарищи мне рассказывали, что в 1985—1986 годах на один из торговых судов под видом моряков "трудоустроили" морпехов, замаскировали скорострельные пушки и отправили к берегам Африки. И когда распустили слух о ценном грузе, то на корабль напала флотилия разбойных суденышек. Их разгромили в щепки, а пиратов взяли в плен", — рассказывает заместитель председателя "Товарищество ветеранов разведки ВМФ" Александр Чуднов.

Реклама

Ныне военные не могут контролировать береговую линию Сомали протяженностью в несколько тысяч километров, а международное право не позволяет ввести в страну карательную армию. "Вся надежда судоходства только на то, что сомалийское пиратство было и пока остается чем-то босяцким, поэтому количество нападений сильно увеличиваться не будет, — говорит редактор "Морского Бюллетеня" Михаил Войтенко. — Эту надежду моряков подпитывает неразбериха между самими пиратами и их дилетантство — сомалийцы и близко не стоят по уровню с настоящей международной организованной преступностью". А пока специалисты ломают голову над тем, как искоренить пиратство, мы решили разобраться в том, как оно менялось: методы, оружие, территория нападений разбойников.

Античные пираты, IV—I в. до н. э.

Реклама

Корабли: триремы, галера с тремя рядами гребцов

Размер выкупа: За жизнь Юлия Цезаря, который служил тогда в римской армии, был назначен выкуп 50 талантов. Эта античная мера приравнивается к 1310 кг серебра. По курсу Нацбанка (21.02) это количество драгметалла стоит $654,9 тыс.

Отношение к пленным: Цезарь пробыл в плену на острове Фармакуссы больше 2 месяцев. Он шутил и читал похитителям поэмы и грозил их распять за то, что они не понимают стихов. Но были случаи, когда римлянам прямо среди моря спускали сходни, и предлагали сойти, или попросту топили. Весьма часто пленных продавали в рабство.

Реклама

Викинги, VIII—XI вв.

Корабли: ладья-дракар

Размер выкупа: Разбойники нападали не только на суда. Но и на города. Так в 1 веке Англия выплатила за свою безопасность 48 000 фунтов серебра (21772,8 кг., $10,9 млн.). Что касается выкупа одного пленного, то за архиепископа Кентербери – главу церкви Англии, требовали 3000 фунтов серебра ($680,4 тыс.)

Отношение к пленным: После того как архиепископ Кентербери отказался платить деньги, в него начали бросать костями и бычьими головами, а затем ударили по голове обухом топора "и таким образом послал в царствие Божие его светлую душу". Пленные также часто становятся рабами.

Карибское море, XVII-XIX вв.

Корабли: одномачтовые шлюпы

Размер выкупа: Добыча одного из самый знаменитых пиратов Джона Моргана после его похода на Панаму превысила полмиллиона реалов. Добычу несли на корабли 157 мулов, груженных серебром, золотом, драгоценностями и прочим товаром. В примерном пересчете на современные доллары пираты "заработали" $2,8 млн.

Отношение к пленным: Для устрашения заложников связывали лицом к лицу с мертвецами. Так же проводили килевание – поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали веревкой под килем на другую сторону корабля. Если пленник не захлебывался, то мог быть изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, и вскоре умирал.

Сомалийские пираты, XXI в.

Корабли: моторные катера

Размер выкупа: Самая крупная выручка морских разбойников – за освобождение судна "Maran Centaurus". По разным данным, она составила от $5,5 до 7 млн. (Судно перевозило не менее 2 млн. баррелей нефти стоимостью около $150 млн.).

Отношение к пленным: Пленным не оказывают медицинскую помощь, они часто голодают.

СОМАЛИЙСКИЕ ПИРАТЫ ПЕРВЫЙ РАЗ НАПАЛИ НА СОВЕТСКОЕ СУДНО 20 ЛЕТ НАЗАД


"Фаина". За нее Украина заплатила $3,2 миллиона

Первый раз советское судно оказалось в руках сомалийских пиратов 18 июля 1990 г. — вооруженные автоматами террористы захватили рыболовецкий траулер "Кафф" с 27 моряками. Формальным поводом для нападения стал лов омаров и лангустов — по мнению сомалийцев, он был незаконен, хотя на судне была официальная лицензия. "Кафф" был поставлен на якорь возле небольшого острова Маид в 5 милях от берега. 16 членов экипажа захватчики переправили в горы, разрешив им взять с собой 5-дневный запас продуктов, а 11 человек во главе с капитаном оставили на борту корабля. После почти двух недель переговоров СССР выплатил за свободу "штраф" в 250 тыс. долларов. В наши дни почти половина нападений на суда — дело рук пиратов из Сомали. В 2009-м они захватили 48 граждан Украины (данные издания "Морской Бюллетень"). Сегодня в их плену остаются 12 украинских моряков: двое — члены экипажа, захваченного 28 декабря 2009 г. St. James Park и 10 моряков, из захваченного 2 января 2010 г. Asian Glory. За 20 лет суммы выкупа выросли более чем в 10 раз. Так, за "Фаину" пиратам Украина заплатила $3,2 млн, выкуп за "Ариану" был $2,8 млн.

КРАСНОЕ МОРЕ: КАТЕР ПОТОПИЛ 3 СУДНА

В конце 70-х годов ХХ века Советский Союз оказал военную помощь Эфиопии, воевавшей с сепаратистами, ратовавшими за независимость Эритреи, и наши корабли стали злейшими врагами для экстремистов. Первоначально "москитный флот" мятежников (так его называли за надоедливость, присущую насекомым) состоял из небольших лодок, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, но к концу 80-х там появились скоростные катера, которые обстреливали наши суда.

"Особенно мне запомнился случай, который произошел с артиллерийским катером АК-312 в мае 1990-го, потопившим три судна морских террористов, — вспоминает участник тех боев старший мичман запаса Александр Чудновец. — На наш катер напали, когда он выполнял пассажирскую работу — перевозил уволенных в запас матросов (70 человек) на госпитальное судно. Четыре катера неприятеля окружили АК-312 и потребовали от командира сдаться, вместо этого он на самых высоких скоростях, уклоняясь от беспорядочного артиллерийского и пулеметного огня, прорвал окружение. Началась погоня. Нам сопутствовала удача — одна из сброшенных нами глубинных бомб подорвала неприятеля, а уцелевшие лодки оставили мысли о преследовании. Уволенные матросы были доставлены по назначению, но на обратном пути наш катер вновь столкнулся с сепаратистами. Капитан решил принять вызов. В ожесточенном бою с превосходящим по силе противником были уничтожены два катера врага. Третий в страхе бежал. В 1993 году Эритрея получила независимость, и морской экстремизм прекратился.

ИНДОНЕЗИЯ: ПИРАТЫ УГНАЛИ НАШИ ЛОДКИ

Юго-Восточная Азия еще в средневековье славилась своими пиратами, в прошлом же веке здесь оставила неизгладимый след знаменитая Мадам Вонг — глава тайного общества пиратов. До сих пор ходят легенды об армаде этой авантюристки — якобы она состояла из 150 лодок и армии головорезов в 3—8 тыс. человек. "В 60-е годы ХХ века я был курсантом Тихоокеанского морского училища и много слышал о трех военных катерах, которые грабили суда у берегов Индонезии. Поговаривали, что они — часть флота "принцессы пиратов", — вспоминает капитан 1 ранга в отставке Владимир Голованов. Любопытно, что бандиты угнали лодки, которые в свое время были проданы СССР местному правительству. Пираты не трогали суда, шедшие под советским или американским флагом — военная мощь этих стран отбивала охоту тягаться с их судами, прочим же доводилось несладко. Мощное вооружение обстреливало корабль, затем пираты шли на абордаж, грабили команду, опустошали трюмы и исчезали. Закончилась эта история тем, что военные устроили охоту на разбойников и захватили все три лодки в одной из бухт. Но взять в плен хоть одного морского разбойника не удалось — джентльмены удачи "растворились" в прибрежных деревнях.

Спустя полвека тактика и аппетиты пиратов тех краев ничуть не изменились. Нападали под покровом ночи или тумана, применяя оружие — зачастую не "традиционные" автоматы, а ножи и пистолеты. Страховые компании даже объявляли этот район зоной боевых действий, чтобы не прогореть на выплате страховок. Последнее ЧП было в начале этого месяца — баркас Asta с баржей Callista вышел из Сингапура с 12-ю членами экипажа и бесследно исчез в Южно-Китайском море.

НИГЕРИЯ: ОТ БАНДИТОВ СПАСАЛИ ПРОВОДА

Рассказать об африканских пиратах прошлого века мы попросили ветерана внешней разведки Украины Анатолия Боронина. "В середине прошлого века о морских разбойниках из Сомали никто не слышал. Это была страна овцеводов, а вот жители Нигерии, Ганы, Либерии порой промышляли морским разбоем", — рассказывает разведчик. Заметим, что и сейчас нигерийцы известны нападениями на суда, но за полвека они порядком эволюционировали. Судите сами, в 1960-х чернокожие корсары ходили по морю на рыболовецких весельных суденышках, их оружием были мачете, а добычей — отобранная рыба, пойманная у их берегов. Может возникнуть вопрос: "Зачем "делиться" с бандитами, у которых даже автомата нет?" Но те края не зря назывались "невольничьим берегом", именно здесь набирали широкоплечих и рослых парней для американских плантаций. И даже вооруженные лишь ножами темнокожие бандиты внушали страх морякам. Впрочем, наши умельцы защищали себя довольно оригинальным способом. "Наши ребята натягивали вдоль борта оголенные провода и пускали по ним ток. Неподозревающие подвоха бандиты, пытаясь взять судно на абордаж, хватались за провод и летели в воду", — рассказывает Анатолий Боронин.


Боронин. Знает о пиратах не понаслышке

Сегодняшних моряков током не остановишь. Нигерийцы вооружены автоматами и легко пускают их в дело. В прошлом году после нападения пиратов на судно Silvretta девять украинских и российских моряков были серьезно ранены. Еще трое наших моряков пострадали на танкере Westaf. В отличие от "коллег" из Сомали, нигерийцы, как правило, не захватывают суда, не требуют выкуп — напали, забрали все ценное, скрылись.


Кликните по изображению для увеличения

Прикрепленный файл:

pirat.jpg