Пираты требуют выкуп за Arctic Sea

17 августа 2009, 07:55
Сухогруз, за который требуют выкуп, засекли сразу в трех местах.

«Арктик Си». За судно якобы требуют выкуп. Но где судно и кто его захватил — неизвестно. Фото AFP

В истории с исчезновением в водах Атлантики сухогруза Arctic Sea, похоже, не оказалось ничего мистического. Судно с 15-ю российскими моряками на борту похищено и за него требуют выкуп. Все уже привыкли к пиратству у берегов африканского Сомали, а для современной Европы это прецедент!

Национальное бюро расследований Финляндии подтвердило, что оператор "Арктик Си" — компания Solchart Management со штаб-квартирой в Хельсинки — получила требование о выкупе захваченного сухогруза. "Сумма не огромна, но, будем так говорить, существенная", — сообщил старший следователь бюро Маркку Ранта. Точную сумму он не уточнил. Хотя в финской прессе фигурирует цифра 1,5 миллиона долларов. Пожалуй, маловато, учитывая, что примерно во столько оцениваются 6,5 тыс. тонн леса на борту сухогруза, которые планировалось доставить в алжирский порт Беджайя после того, как его загрузили в порту Пиетарсаари, в Финляндии. А как же плата за экипаж и само судно?

Реклама

Деньги сейчас — вопрос второстепенный. Ведь сухогруз в Атлантике – как корабль-призрак. AIS (Автоматическая идентификационная система) опознает судно в Бискайском заливе во французских водах, британские СМИ, ссылаясь на источники в военных кругах, сообщают, что судно вышло в открытый океан и направляется в Бразилию, а самолеты португальских ВВС якобы засекли "Арктик Си" у берегов Западной Африки, близ Кабо-Верде.

Последний раз судно выходило на связь с берегом 28 июля, во время прохода через Ла-Манш, после чего любые сигналы от него исчезли. Сигнал по AIS в Бискайском заливе вчера зафиксировал Михаил Войтенко, редактор журнала "Морской бюллетень-Совфрахт". Спустя какое-то время маячок исчез. По признанию самого Войтенко, сигнал еще не означает, что судно находится именно там. "Сигнал может быть подделан, о чем скажет любой специалист по судовой связи", — пишет он на сайте "Морского бюллетеня".

Параллельно с поисками судна разгорается война между СМИ, которые пытаются выявить местонахождение судна и узнать судьбу экипажа, и официальными органами, занимающимися поисками судна, но не желающими рассказать об их результатах якобы из-за угрозы жизни экипажа. После того как история с "Арктик Си" открылась широкой публике, официальные заявления сделали только финны о требовании выкупа, французы, опровергнувшие возможность нахождения судна в Бискайском заливе, и россияне. Правда, позиция последних выглядит странно. От имени властей выступает исключительно полпред России в НАТО Дмитрий Рогозин, по словам которого поисковая операция "в самом разгаре и развивается успешно". У скептиков — встречный вопрос: "Что считать успешным, если судно не найдено, а похитители не идентифицированы?"

Реклама

Войтенко вообще мало верит в то, что судно захвачено пиратами. "Это попахивает государственным вмешательством, прям как в романах Ле Карре", — говорит он. СМИ и некоторые морские эксперты также связывают исчезновение "Арктик Си" с "секретным" грузом на борту, но компания-портовой оператор Пиетарсаари, которая загружала сухогруз лесом, утверждает, что трюм перед этим был пуст, а судно и экипаж успешно прошли таможенный контроль.

ОБЫСК НАКАНУНЕ. Версия о том, что в трюмах судна только лес, сомнительна. 24 июля, после выхода из финского порта в шведских водах "Арктик Си" захватили неизвестные в форме шведской полиции. Несколько часов они обыскивали судно и перебирали документацию, но позже покинули сухогруз с пустыми руками.