После кризиса: Восток станет лидером, а доллар потеряет вес

11 февраля 2009, 17:43
Банки станут меньше зарабатывать, но зато будут более надежными

"Основное правило штормов в том, что они продолжаются до тех пор, пока не устраняется дисбаланс, породивший их", — фраза из известного фильма-катастрофы "Послезавтра" послужила эпиграфом для доклада аналитиков авторитетной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers. Посвященный финансовой и экономической системам мира после кризиса, доклад так и называется "Послезавтра".

В первую очередь авторы доклада четко дают понять (и не они первые), что влияние США, дискредитированных кризисом, на глобальную экономику уменьшится, вплоть до того, что доллар перестанет быть ключевой валютой. "Ускоренными темпами идет перераспределение финансовых сил с Запада на Восток, — говорится в докладе. — Новые пути мировой торговли и инвестиций, развивающиеся под воздействием такого смещения баланса фундаментальных сил, будут радикально отличаться от тех, которые существовали в системе, ориентированной на США". Эксперты PricewaterhouseCoopers, правда, не знают, когда баланс сил в финансовой системе восстановится. "Трансформация финансовой системы подобного рода не имеет прецедентов, и по мере углубления финансового кризиса становится ясно, что ожидать приходится только непредвиденного", — отмечается в докладе.

Реклама

НОВАЯ ВАЛЮТА? Что касается доллара, то многие финансисты уже давно призывают создавать "новые деньги" взамен дискредитировавшей себя американской валюты. Например, по мнению Джорджа Сороса, таковыми могут стать спецправа заимствования (Special Drawing Rights). SDR — это "виртуальные деньги", которые эмитирует Международный валютный фонд, используя для межгосударственных расчетов. Правда, СДР, который сейчас почти в 2 раза дешевле доллара, пытаются "раскрутить" в качестве мировой валюты уже более пяти лет...

КРЕДИТОВ НЕ ЖДИТЕ. Финансовый кризис не только подорвет американское влияние, но и существенно повлияет на поведение банков на рынке — они упростят свою работу. Они уменьшат свою прибыльность, то есть получить кредиты станет намного сложнее. Также значительно уменьшатся рискованные операции, скажем, игра на рынке ценных бумаг, а это приведет к снижению ставок по депозитам. Для украинских банков это может означать, что им будет гораздо проблематичнее получить финансирование у западных коллег, так что они, скорее всего, еще не скоро возобновят прежние объемы кредитования.

Главный совет, который дают специалисты странам-участницам мирового рынка, — подумать о своих возможностях через два-три года, к этому времени жизнь должна войти в какое-то новое, но стабильное русло.