Поляки ездят в 6 раз дороже, чем украинцы, и не знают, что такое троллейбус и маршрутка

3 мая 2012, 13:03
Мы сравнили, как и за сколько ездят на общественном транспорте в Польше и Украине.

Трамвай. Основной вид транспорта в Варшаве, который ходит строго по расписанию. Фото: Д. Гомон

Мы продолжаем спецпроект "В Польше — так, в Украине — так". Сегодня мы сравним транспорт, которым пользуются поляки и украинцы, расскажем, на чем мы ездим и сколько за это платим. Напомним, что сравниваем мы на примере четырех городов: столиц — Киева и Варшавы и двух небольших городков — Белой Церкви (в 80 км от столицы Украины) и Влоцлавека (в 181 км от польской столицы).

ФОТО: В Польше транспорт ездит по расписанию, а для велосипедов — отдельные дорожки

Реклама

Система городского транспорта Варшавы централизовано подчиняется одному управлению ZTM (Zarząd Transportu Miejskiego — Администрации городского транспорта). Оно объединяет трамваи, автобусы, метро, скоростную городскую и пригородную электрички. Билеты на все виды транспорта выглядят одинаково, и многие действительны сразу для нескольких видов перевозки, включая поезда. Продают их или в киосках с надписью Ruch, или через электронные киоски (можно расплатиться не только наличкой, но и кредиткой, дает сдачу), или у водителя (но только на одну поездку). Троллейбусов в Варшаве нет. Маршруток тоже нет, но поляки не жалуются, в польских реалиях им вряд ли нашлась бы ниша.

ВИДЕО: Транспорт в Польше: трамваи по четкому расписанию и метро цветов флага

Те, кто побогаче, используют личный автомобиль. Те, кто победнее, особенно если речь идет о поездке в пределах одного района, — велосипед. Жители пригородов используют электрички — пригородную и городскую.

Реклама

ПРОЕЗД В КИЕВЕ ДЕШЕВЛЕ В 6 РАЗ

Вся транспортная сеть делится на две сферы (зоны). Большая часть города относится к 1-й сфере, пригороды — ко второй. Лично мне вторая сфера понадобилась лишь однажды — когда нужно было добраться в пригород Константин, что в 18 км от центра Варшавы. Так что если вы не собираетесь выезжать за пределы города — смело покупайте билет, действующий в 1-й сфере. Они, кстати, есть самые разные, в зависимости от нужды. Самый дешевый — на 20 минут, он стоит 2,60 злотых (6,5 грн, цены указаны для первой сферы). Одноразовый билет стоит 3,60 злотых (9 грн), он действует на одну поездку только в одном виде транспорта. Туристам и приезжим лучше всего покупать билетик на сутки за 12 злотых (30 грн) или на трое суток за 24 злотых (60 грн). В Киеве билет на одну поездку в наземном виде транспорта (трамвай, автобус или троллейбус) стоит 1,5 гривни, жетончик на одну поездку в метро — 2 гривни.

Горожане пользуются более выгодной "сезонкой" — месячным проездным билетом на все виды транспорта за 90 злотых (226 грн). Для сравнения, киевский месячный проездной в самой дорогой вариации (на все виды транспорта) стоит 230 гривен. Пенсионеры в Польше, как и в Киеве, — льготники. Те, кому исполнилось 65 лет, имеют право купить билет на год всего за 40 злотых (100,5 грн). Те, кому уже 70, ездят бесплатно. "Проезд дорогой. При небольшой зарплате около 2000 злотых это серьезная часть бюджета", — рассказывает украинка из Варшавы, преподавательница университета Мирослава Керик. Ездить зайцем не рекомендуется. Контролеров немного, зато если попадетесь — заплатите штраф в 180 злотых (453 грн). В Киеве — 15 гривен.

Реклама

СТОЛИЦЫ: ВАРШАВА БЕЗ "РОГАТЫХ"

Принципиальное отличие варшавских трамваев и автобусов от киевских — они четко придерживаются расписания. Варшавянам неведомо, что значит мерзнуть на остановке. А киевляне в сильные морозы, которыми испытывала нас минувшая зима, держали детей дома: школа в двух-трех остановках, но маршрутку или автобус нужно ждать 10—15 минут. Достаточно, чтобы хорошенько замерзнуть. Жители польской столицы не собираются толпой на остановке и не смотрят с надеждой в ту сторону, откуда должен появиться трамвай или автобус — они знают, он придет ровно в 13.41. Ну, может опоздает на минуту или две.

Трамвайные остановки в центре, кроме бумажных табличек с расписанием, снабжены еще и электронными табло, на которых указано, сколько минут осталось до прибытия трамвая того или иного маршрута. В Киеве такие табло есть только по маршруту скоростного трамвая и на некоторых автобусных остановках — преимущественно в центре.

Транспорт в Польше выходит на маршруты на рассвете: примерно в 4.30—5.00 утра, а заканчивает почти в полночь (в 23.00—24.00, в зависимости от маршрута). До 7 утра и после 22.00 они ходят раз в полчаса, а в часы пиковой нагрузки — раз 10—15 минут.

БЕЗ ПРОБОК. Рецепт, почему транспорту так удается соблюдать расписание, довольно прост. С трамваями вообще все понятно — их пути проложены по центру дороги, куда не заедет автомобиль. Для автобусов сделаны отдельные полосы, а троллейбусов здесь нет в принципе. Водителю, не пропустившему общественный транспорт, грозит прокол в правах и риск лишиться их совсем. А потому автобусы "летят" по маршруту даже тогда, когда остальная часть улицы тянется в пробке. Можно даже спланировать поездку по городу с точностью до минуты через интернет. На сайте ZTM нужно указать остановку и время, когда вы планируете на ней быть, а также конечный пункт назначения. Система сама подберет вам несколько вариантов маршрута и сколько он займет по времени. Указано даже время ходьбы при пересадке. Аналогичные интернет-ресурсы разработают маршруты и по Киеву, однако время, которое вам рассчитают в Сети, может существенно отличаться от реального — из-за пробок.


Автобусы. Ездят по Варшаве даже ночью, но все идут к вокзалу. Фото: Д. Гомон

АВТОБУС. Это единственный вид городского транспорта, который ездит в Варшаве ночью. Ночные маршруты все примерно раз в полчаса съезжаются к Центральному вокзалу и стоят там по 15 минут. За это время можно сделать пересадку с одного маршрута (на котором вы возвращаетесь, к примеру, из микрорайона, где засиделись в гостях) в другой (который довезет вас, к примеру, в гостиницу). Правда, публика там, говорят, бывает шумная, подвыпившая, и контролеры тоже не дремлют, а еще нельзя спать — почти все остановки, кроме конечных — по требованию. В Киеве единственный способ ночью добраться домой — такси.

МЕТРО: МЛАДШЕ НАШЕГО НА 35 ЛЕТ И ОДНА ЛИНИЯ

При упоминании этого вида муниципального транспорта каждый варшавянин вздыхает. Все потому что метро хоть и комфортное, но его строительство доставляет неудобства жителям города. По сравнению с киевским, метро польской столицы совсем молоденькое: его запустили в 1995 году. Киевское стартовало в 1960-м.

Подземка в Варшаве — это единственное метро в Польше вообще. Оно соединяет северные районы города с южными, проходя через центр. Всего — 21 станция. "К еврочемпионату хотели открыть вторую линию. Но не успели. Теперь говорят о том, что откроют в 2013 году", — пояснил мне, показывая перекопанную вдоль и поперек старинную улицу Свентокшиська, любитель варшавской истории Павел Лицкиевич. На заборе, огораживающем стройку, висят плакаты с кротом на экскаваторе, на котором власти города "сердечно извиняются за неудобства". А они состоят в том, что по этой центральной улице теперь не проехать, а пройти можно только по одной стороне, плюс из-за этого пришлось менять привычные маршруты автобусов. Вторая линия ведет с правого берега на левый. Одна из станций будет называться "Стадион" — ее строят рядом с недавно восстановленной ареной, где будут проходить матчи Евро-2012.

Поначалу варшавское метро хотели делать глубоким, наподобие киевского, чтобы станции могли служить бомбоубежищами на случай войны. После смерти Сталина проект заглох, и метро в итоге построили на небольшой глубине — такое же, как в Харькове, с короткими эскалаторами. Они, кстати, меня удивили: идя в гостиницу с тяжелой сумкой, я возмутился, увидев, что эскалатор не работает. Однако шедшая передо мной женщина преспокойно ступила на него, и... лестница поехала верх. Так в метро экономят электроэнергию в утренние и вечерние часы работы. Метро начинает курсировать с 5.00 и заканчивает работу, как и в Киеве, — слегка за полночь. Еще порадовали знакомые до боли вагоны российского Мытищинского завода. Правда, поляки выкрасили их в более привычные для себя красно-белые цвета. "Бегают" под землей и более современные поезда французской фирмы Alstom, у которых двери изнутри и снаружи открывают пассажиры легким нажатием на кнопку.

Читайте также Транспорт в провинции Украины и Польши: дорого ездить, долго ждать

Железная дорога в Украине и Польше: хаос и езда в тамбуре

Как живется автовладельцам в Польше: бензин растет в цене, а "грачей" нет