Правая сторона Европы: как волна беженцев повлияла на выборы

1 ноября 2015, 08:20
В Польше победили консерваторы, которые считают, что мигранты — не польская проблема

Выборы в Польше выиграла правая консервативная партия Ярослава Качиньского «Право и справедливость». Фото AFP

Выборы в Польше, официальные результаты которых объявили во вторник утром, подтвердили общеевропейскую тенденцию осени: из-за потока мигрантов в ЕС (их уже около 700 тысяч) правые веяния и популизм, связанный с ними, приобретают все больше сторонников.

Первые ласточки появились в Австрии, где борьба с мигрантами вывела ультраправую Партию Свободы на второе место на местных выборах. Второй стала Швейцария: там правые консерваторы из Швейцарской народной партии, настаивая на недопуске мигрантов в страну, победили на парламентских выборах. Теперь по их стопам пошла и Польша, где победителем выборов стала правая консервативная партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" с 37,58% голосов, известная своими евроскептическими настроениями. "Основная причина краха Платформы (Гражданская Платформа, правящая партия Польши, набрала 24,09% голосов. — Авт.) — это гонор. Полякам показалось, что они слишком уж зависимы от ЕС в целом и Германии в частности, — объясняет политэксперт Михаил Красюк. — Вторая причина — беженцы: во время кампании "Право и справедливость" заявляла, что мигранты не польская проблема. Колоний у нас не было, поэтому мы никому ничего не должны; принять можем только христиан чисто из христианского милосердия". В целом же, по словам Красюка, моноэтнической Польше достаточно сложно полюбить беженцев. "Средний поляк сирийцев видел только в голливудском фильме и в правой листовке про страшный ИГИЛ, который придет и заставит его ходить в мечеть", — подчеркивает он. 

Реклама

Подобные настроения лишь распространяются: согласно опросу, проведенному Французским институтом общественного мнения во Франции, Голландии, Германии, Великобритании, Италии, Испании и Дании, 46% французов и британцев откидывают идею, что их страны должны принимать беженцев из стран, страдающих от голода и войн. 63% французов считают, что их страна и так приняла достаточно много мигрантов. Их точку зрения разделяют 48% испанцев и 33% немцев. Вместо этого французы согласны усиливать пограничный контроль (30%). С другой стороны, немцы, датчане и испанцы согласны, что нужно стабилизировать ситуацию в странах, откуда бегут люди, и не хотят усиливать границу. Лакмусовой бумажкой могут стать выборы в Испании, которые пройдут 20 декабря: если испанцы тоже поддержат правые силы и радикалов, можно будет говорить о полноценном кризисе власти в Европе.

Для Украины в этой ситуации нет ничего хорошего: правые силы не настроены на расширение ЕС и известны своим внутренним популизмом и экономией, так что помощи бедным соседям можно не ждать.

Так, к примеру, новоизбранный польский сенатор от "Права и справедливости" Ян Жарин уже заявил, что украинцы должны признать Волынскую трагедию геноцидом польского народа, а поляки — уделить больше внимания Западной Галичине, которая является "польским наследием за границей".