Православие по-африкански: службы под охраной полиции

20 февраля 2008, 16:35
Украинки в мусульманской стране крестят детей в Греции и Украине, курят перед входом в храм под охраной полицейских, а священник из Одессы имеет право ездить по Касабланке на красный свет.

фото М.Ганницкого

Реклама

В окружении пальм под жарким солнцем Касабланки православные кресты на крыше храма смотрятся необычно. Не только потому, что сама по себе церковь посреди жилого квартала африканского города — явление уникальное, но еще и потому, что Марокко — страна-то мусульманская.

Одессит отец Андрей зазывает прихожан, точнее, прихожанок — украинок и россиянок с детьми — на службу. Докурив последнюю сигаретку у дверей храма (здесь курение — явление повсеместно привычное, и даже на территории церкви курить не запрещено), паства спешит молиться. Внутри все почти как в любом другом украинском или русском храме — роспись на стенах, иконы, свечи, алтарь. Единственное, что бросается в глаза, — на католический манер внутри церкви стоят лавочки. Это от греков осталось, их традиция.

Служба ведется на трех языках. Отец Андрей читает "Отче наш" на французском, греческом и церковнославянском. Своего рода дипломатия — церковь-то принадлежит греческой общине, и хотя самих набожных греков не так уж много, их интересы надо учитывать. А французский в этой стране — второй государственный. Чтобы все понимали, не только греки и славяне, но и, например, копты, приходящие на службу в православный храм. Да и дети славянских матерей, крещенные по православному обряду, в большинстве случаев французский понимают лучше других языков.

Реклама

Впрочем, недавно при храме появился хор из украинок и россиянок — и теперь в Марокко некоторые службы целиком и полностью правятся на русском и церковнославянском.

АФРИКАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. Отец Андрей Пронин родился в Одессе. Ему 34 года, живет в Марокко по украинскому загранпаспорту — марокканское гражданство обретать сложно, да и желания особого нет. "Патриарх Федор, тогда еще архиепископ, настоятель церкви в Одессе, предложил мне как-то учиться в Греции. Отучился я 5 лет, и в 2001 году епископ Карфагенский предложил мне поехать в Марокко — в качестве эксперимента было решено назначить настоятелем греческой православной общины украинца. Я согласился, и вот так попал сюда", — рассказывает священник. Греки довольны настоятелем из Украины.

"Отношение к украинцам и православной церкви в мусульманской стране очень почтительное, — делится Андрей. — По местным обычаям женщина может ходить в православный храм лишь с согласия мужа-мусульманина. Но наши женщины ставят себя в местных семьях очень четко и ходят в основном по собственному желанию. Все обряды и таинства, включая причастие, мы совершаем в Касабланке без проблем. Единственное, что запрещено в Марокко, — это крещение. Желающим крестить своих детей (а православных детишек в христианско-мусульманских семьях очень много, правда, преимущественно, крестят девочек) приходится ездить для проведения обряда в Грецию или Украину".

Реклама

В Касабланке есть всего несколько православных прихожан-мужчин — но они представляют семьи эмигрантов, полностью православные семьи. Мальчиков в смешанных семьях все же, как правило, посвящают в ислам. Марокканские украинцы, то есть украинцы, женившиеся на марокканках, — по местным законам являются последователями ислама. К женщинам отношение более толерантное — женщина приезжает вслед за мужем из чужой страны, взята из среды христианской и имеет право чтить свою религию и свои традиции, передавать их своим детям.

МОЛИТВЫ ПОД ОХРАНОЙ ПОЛИЦЕЙСКИХ. Православный храм охраняет наряд полиции. Впрочем, по словам отца Андрея, полицейские главным образом сидят здесь для защиты православных от хулиганов, а не религиозных экстремистов или вандалов. Просто район в Касабланке, где находится церковь, – не самый спокойный. "Они защищают в большей степени себя от нас — чтобы в случае чего не было обвинений в притеснении немусульман", — смеется настоятель.

СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ. Священники в Марокко, независимо от религии, которую они представляют, получают пособие от государства, являются госслужащими. У каждого — удостоверение. Независимо от конфессии, любого священника здесь уважают. "Однажды я случайно проехал на красный свет, меня остановил патрульный. Увидел мою одежду, спрашивает: "Вы что, священник?" Я ему говорю: "Да", показываю удостоверение. Он тут же вернул мне все документы и отпустил меня", — откровенничает Пронин.

ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ. Тянет на Украину отца Андрея постоянно. "Сложно, конечно, с семьей, семья у меня 5 человек, летать дорого, но я стараюсь вырваться… Хотя легче приглашать родственников к себе — своих и жены". Последний раз на родине настоятель был два года назад, в мае.

"Говорят, что очень сильно Украина изменилась за два года, народ стал вежливей, аккуратней, и это очень радует, что народ тянется к добру, к счастью", — говорит он.

АФРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ТУСОВКА

Изначально в 1920 году в Касабланке была создана греческая община. После этого греки получили разрешение на постройку храма, выкупив в вечное пользование землю для греческой миссии. Так в 1926-м и появился в Марокко храм Благовещенья Пресвятой Богородицы. Поначалу он был полностью белым изнутри. Затем на стенах храма появились росписи. Позже стены божьего дома украсили и иконы, — это уже при отце Андрее.

Сейчас в Марокко, преимущественно, в Касабланке — около 1000 украинцев, в основном женщин. После службы украинки и россиянки никуда из храма не расходятся. Перебираются в пристройку, где усаживаются все за одним столом — попить кофе и чаю, угостить друг дружку местными сладостями и домашней снедью. И поболтать о своих женских делах.

Кроме того, в зале для встреч и внецерковного общения — библиотека русско- и грекоязычной литературы. Есть и парочка детских книг на украинском. Периодически эмигранты устраивают здесь выставки рисунков и фото, организовывают творческие вечера с детьми.

На первое марта ожидают аншлаг — около трехсот христиан изъявили желание устроить карнавал.

Украинской общины в Марокко пока нет, есть лишь союз украинских женщин в Марокко. Потому и приходится ходить на службы вместе с греками. В отличие от, например, россиян — организовавших общину в Рабате, и там же отстроивших свою, российскую православную церковь.

Впрочем, украинцев в Марокко прибавляется. Сейчас уже около 300 человек ходят, по крайней мере на крупные праздники, в храм стабильно. Украинки и украинские дети — доминирующая часть прихожан. В последнее время их даже больше, чем греков.

Украинки на жизнь в Марокко не жалуются. Правда, с работой трудно — в стране высока безработица (до 14%), и иностранке без специального образования, изучившей французский, как правило, светит работа учительницей в младшей школе. Школа, кстати, в Марокко — проблема. Частные школы в стране очень дороги, а уровень преподавания в бесплатных государственных — чрезвычайно низок.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала туроператора "Сахара тур"