Председатель Генассамблеи раскритиковал ООН

15 сентября 2009, 10:54
Генеральная ассамблея ООН завершила поздно вечером в понедельник свою 63-ю сессию.

В соответствии с правилами ООН, каждая сессия Генассамблеи длится целый год. И уже во вторник, в 15.00 по местному времени стартует новая, 64-ая сессия Генассамблеи, главным событием которой станет открывающаяся 23 сентября общеполитическая дискуссия с участием глав государств и правительств.

Подводя итоги работы ООН за прошедший год, уходящий со своего поста председатель Генассамблеи никарагуанец Мигель д'Эското Брокман выступил с обличительной речью по отношению к нынешней системе Всемирной организации и ее наиболее могущественным членам, прежде всего, к богатым странам Запада во главе с США.

Реклама

Перед тем, как передать полномочия новому председателю – уже 64-ой сессии – ливийцу Али Абдуссаламу Треки – д'Эското призвал страны к более решительному реформированию системы ООН, и прежде всего Совета безопасности.

Нынешнее положение, при котором пять постоянных членов СБ ООН пользуются правом вето, председатель Генассамблеи считает несправедливым. Он также выступает за возможность придания резолюциям Генеральной ассамблеи, в которую входят все 192 государства ООН, обязательной юридической силы.

Известный своим критическим настроем по отношению к США и Израилю, главным разочарованием работы ООН в последний год д'Эското назвал ситуацию в Палестине после израильской военной операции в секторе Газа в декабре 2008 – январе 2009 года.

Реклама

"Некоторые государства-члены полагают, что они могут действовать по закону джунглей, и защищают право сильного поступать, как ему заблагорассудится, оставаясь абсолютно безнаказанным и не неся ни перед кем ответственность... Я считаю безобразным пассивность и явное безразличие некоторых очень влиятельных членов Совета безопасности ООН к тому факту, что блокада Газы продолжается беспрерывно вот уже два года, что является вопиющим нарушением международного права и резолюций самого же Совета безопасности", – сказал уходящий председатель Генассамблеи.

Вопросы реформирования ООН и ближневосточного урегулирования, действительно, заняли значительную часть времени работы 63-ей сессии Генассамблеи.

Всего же за прошедшие 12 месяцев Генассамблея приняла более трехсот резолюций по различным темам – от мира и безопасности в различных уголках планеты до мер по противодействию глобальному экономическому кризису.

Реклама

В феврале в рамках Генассамблеи была достигнута договоренность о начале официальных межправительственных переговоров по реформе Совета безопасности. Сам факт их начала уже стал значительным прорывом на этом направлении реформы всей системы ООН, поскольку ранее страны, выступающие за его максимальное расширение, и группа во главе с "пятеркой" постоянных членов СБ (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция) долгое время не могли договориться об условиях запуска процесса этих переговоров.

Впрочем, даже после их старта все те же принципиальные разногласия – по числу членов СБ, вопросам права вето, регионального представительства – являются основным препятствием для эффективной работы участников дискуссии.

За время 63-й сессии прошло семь встреч по данному вопросу, однако дипломаты признаются, что работа по созданию модели перестройки Совбеза займет не один год.

По инициативе председателя 63-й сессии Генассамблеи Мигеля д'Эското Брокмана была проведена целая серия дискуссий по выработке рекомендаций для согласованных действий в борьбе с мировым финансовым кризисом.

В этих целях была создана группа экспертов во главе с нобелевским лауреатом в области экономики, американским профессором Джозефом Стиглицем, которая подготовила документ для встречи высокого уровня в штаб-квартире ООН.

Однако этот форум, который изначально задумывался на уровне глав государств и правительств, не смог собрать первых лиц из ведущих экономических держав, а подготовленный комиссией Стиглица документ был значительным образом переделан в интересах западных стран и фактически был лишен основных радикальных составляющих по реформированию мировой финансовой системы.

Генассамблея откликалась и на чрезвычайные политические ситуации в разных уголках мира. В январе была созвана экстренная сессия в связи с военной операцией Израиля в секторе Газа, по итогам которой была принята резолюция с осуждением действий израильской армии, унесших жизни более 1300 палестинцев, большинство из которых мирные жители.

В июле после переворота в Гондурасе Генассамблея также провела чрезвычайное заседание, на котором приняла резолюцию, осуждающую путчистов и поддерживающую законные власти во главе с президентом Мануэлем Селайей.

Однако в обоих случаях – и на Ближнем Востоке, и в Латинской Америке – те, к кому были обращены призывы Генассамблеи, фактически их проигнорировали. Израиль продолжал операцию "Литой свинец", пока не пришел к выводу о целесообразности ее прекращения с военной точки зрения (даже обязательная к исполнению резолюция Совета безопасности ООН не заставила Тель-Авив подчиниться требованиям мирового сообщества).

А фактическое правительство Гондураса, пришедшее к власти в результате путча, так и продолжает управлять страной.

Эти и другие подобные ситуации, когда мнение Генассамблеи игнорируется, обусловлены слишком слабым ее мандатом – решения этого органа ООН не являются обязательными к исполнению, а носят лишь рекомендательный характер – в отличие от резолюций Совета безопасности.

Тем не менее, политическое и общественное значение решений Генеральной ассамблеи продолжает оставаться весомым. Кроме того, в отличие от Совбеза, состоящего лишь из 15 стран, Генассамблея представляет собой собрание всех 192 государств-членов ООН и является наиболее репрезентативным органом Всемирной организации.