Премьер Армении: Мы живем в блокаде со стороны двух соседей

6 ноября 2013, 09:00
Тигран Саркисян рассказал, почему Армения вступает в ТС, почему сложно наладить отношения с Турцией и Азербайджаном, а также как IT спасает экономику страны

— Почему власти Армении решили войти в Таможенный Союз (ТС)?

– Таможенный союз для армянской экономики – это "новое окно возможностей". Долгие переговоры и исследования завершились, на мой взгляд, успешно, и мы получили возможность подать заявку на вступление в ТС. Ни для кого не секрет, что отсутствие общей границы с ТС – это вопрос, который требовал серьезнейшего изучения и понимания всех за и против. Ни для кого не секрет, что Россия является нашим основным торговым партнером и инвестором, а продукция, изготавливаемая в Армении, в основном, реализуется на российском рынке. И, очевидно, что изолированность от интеграционных процессов на евразийском пространстве приведет к потере конкурентоспособности, более того, может обернуться возникновением определенных ограничений для нашего сотрудничества, что будет мешать нашим стратегическим, партнерским отношениям в ОДКБ. Во взаимоотношениях на постсоветстком пространстве "заморожен" огромный потенциал, и армянские предприятия сильно заинтересованы в том, чтобы рынок ТС был для нас максимально доступным. Более высокий уровень интеграции со странами ТС, в том числе снятие технических барьеров торговли, конечно же, будет стимулировать экономический рост в Армении. Но есть и определенные риски – тарифы в ТС более чем в два раза выше, чем наши таможенные пошлины с третьими странами. Мы столкнемся с определенными трудностями. Но в целом мы видим, что Армения выиграет от вступления в Таможенный союз и единое экономическое пространство.

Реклама

–  Украина собирается в ноябре подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Есть опасения, что Москва даст жесткий ответ на это и не все товары смогут по старой схеме попадать на рынки ТС. Будет ли Армения, исходя из норм ТС, вводить ограничения на украинскую продукцию?

– У нас нет такой задачи и цели устанавливать какие­-либо барьеры для товаров из третьих стран. В ТС и ЕЭП действительно действуют единые таможенные пошлины, единые правила, которые обеспечивают свободное движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Армения, как кандидат в члены ТС и ЕЭП, разрабатывает программу гармонизации законодательства и имплементации институциональных реформ. После вступления в ТС мы станем полноправным участником принятия решений и будем исходить из общих интересов стран ТС.

– Карабахский вопрос был решающим при выборе, к какому союзу – ЕС или ТС – присоединяться Армении?

Реклама

– У каждого народа своя судьба. Нагорный Карабах имеет для нас фундаментальное значение, поэтому все наши планы строятся с учетом того, что народ НКР должен иметь возможность свободно жить и творить на своей земле. Но все же я бы не стал связывать проблему НК с выбором в экономической интеграции. Существуют фундаментальные вопросы относительно того, как себя позиционирует Армения в этом регионе, каким видит свое будущее, как Армения будет строить свои внешнеполитические и внешнеэкономические взаимоотношения. Все это – комплексные, сложнейшие вопросы. Вопросы безопасности, экономического благополучия, политического, культурологического вектора развития, – приводят к выводу, что стратегическое партнерство с РФ и другими странами ТС вытекает из жизненных интересов нашего народа. Такая постановка вопроса о решающем факторе при выборе, куда идти, более правильная, нежели его сужения до одной позиции.

–  Есть ли шансы наладить нормальные, цивилизованные отношения с ближайшими соседями – Азербайджаном и Турцией? 

–  Безусловно, мы к этому стремимся и понимаем, что надо двигаться в этом направлении. В рамках переговорного процесса, который идет достаточно долго с ОБСЕ и Минской группой, сформулирован ряд подходов, которые предполагают определенные компромиссы как с нашей стороны, так и со стороны Азербайджана. Мы настроены очень конструктивно. Президент Серж Саркисян недавно выступил с инициативой о налаживании дипломатических отношений с Турцией без предварительных условий. Но, к сожалению, время показало, что Турция к этому не готова. Она односторонне поддерживает позицию Азербайджана и не может от него дистанцироваться.

Реклама

– Возможно, Турция была бы более лояльной, если бы не появилась в Армении идея о канонизации 1,5 млн жертв геноцида армян? 

– Эта инициатива исходит не от властей Армении, а от Армянской церкви. Армения – светское государство, насколько известно, Турция тоже позиционирует себя как светское государство, и поэтому я не думаю, что подобные решения со стороны церкви должны стать препятствием для налаживания дипотношений. Если смешивать эти два процесса, то трудно будет найти два соседних государства, у которых не было бы в истории каких­либо конфликтов. Для налаживания нормальных отношений надо смотреть в будущее, конечно, не забывая уроков прошлого. А в прошлом надо искать аргументы, которые помогают двигаться вперед. С этой точки зрения инициатива нашего президента была нацелена на будущее, и я думаю, что решение этой проблемы – вопрос времени. Пока Турция не готова к проявлению политической воли в этом вопросе. С другой стороны, она сегодня себя позиционирует как одна нация – два государства. Турция именно на этой платформе поддерживает Азербайджан.

–  Как же удается развивать экономику Армении в таких условиях? 

–  Серьезные проблемы для развития Армении создает тот факт, что наша страна находится фактически в блокаде со стороны двух соседей. Также для осуществления внешне-торговых операций создают трудности международные санкции против Ирана и единственная дорога, которая позволяет нам поддерживать международные торговые отношения – это дорога через Грузию. Это одна из основных причин снижения конкурентоспособности во многих отраслях армянской экономики. Но, оказавшись в этих условиях, Армения начала развивать менее энергоемкие и транспортоемкие, но одновременно интеллектуальные отрасли, для которых требуется меньше материалов, и они выпускают продукцию с более высокой прибавочной стоимостью. Это, прежде всего, ИКТ, объемы производства которого за последние 5 лет по своему удельному весу сопоставимы уже с горнорудной промышленностью. Мы стимулируем развитие тех отраслей, где у нас есть сравнительные преимущества и экспортный потенциал. 2,5 года назад мы при поддержке Всемирного Банка провели исследование потенциала армянской экономики, определили приоритетные отрасли и разработали доктрину развития промышленности, ориентированной на экспорт. Помимо IT, достаточно серьезного прогресса в развитии достигли фармацевтическая промышленность, производство коньяка, виноделие, точное приборостроение, ювелирная промышленность и другие отрасли. На сегодня перед нами стоит задача диверсификации экономики и внешних связей как политических, так и экономических. Поэтому вопросы евроинтеграции и евразийской интеграции это не вопрос "или -или" , а вопрос " и­-и"…