Премьера Эстонии обвинили в государственной измене

16 декабря 2009, 12:18
Бывший глава МВД Эстонии, а ныне вице-мэр Таллина Юри Пихл обвинил премьер-министра Андруса Ансипа, а также главу МИД Урмаса Паэта и министра юстиции Рейна Ланга в государственной измене.

Поданное Пихлом заявление – беспрецедентное в политической практике Эстонии, где ранее ни один из руководителей оппозиционных партий не обвинял членов правительства в государственной измене, отмечает газета Postimees.

Хотя содержание обвинений и не приведено, Postimees связывает их с широко обсуждавшимся в сентябре делом об исключении депутата Госдумы РФ Сергея Маркова из "черного списка" лиц, которым запрещен въезд в страны Шенгенской зоны.

Реклама

По мнению Postimees, скандал с обвинениями в государственной измене – следствие внутриполитической борьбы между возглавляемой Ансипом Реформистской партией, являющейся ведущей партией правящей коалиции, и оппозиционной Социал-демократической партией, которую возглавляет Юри Пихл.

Информацию о том, что 2 декабря бывший глава МВД Эстонии направил в Полицию безопасности (КАПО), которая занимается вопросами защиты государственных интересов, заявление с требованием начать уголовное производство в отношении премьер-министра Андруса Ансипа, главы МИД Урмаса Паэта и министра юстиции Рейна Ланга по делу о государственной измене (статья 232 УК Эстонии), подтвердили сам Пихл, КАПО и прокуратура.

Однако КАПО отказалась начать уголовное дело, мотивируя это тем, что "в заявлении не было усмотрено ни одного обстоятельства, свидетельствующего о признаках преступления, квалифицируемого в статье 232 УК и для начала уголовного делопроизводства нет оснований".

Реклама

КАПО отказалось предавать огласке содержание заявления Пихла.

Автор обращения также уточнил, что не желает комментировать его содержание, отметив, что "не считает нужным привлекать прессу к обсуждению вопросов, связанных с государственной безопасностью и защитой государственной тайны".

Премьер-министр Ансип сообщил, что КАПО информировала его о заявлении Пихла.

Реклама

"Я разочарован в Социал-демократической партии. Нам следует вести дебаты, чтобы найти решения проблем Эстонии, и мы не должны возвращаться в то время, когда для достижения успеха использовались спецслужбы и доносы", – сказал премьер.

Глава МИД Паэт не стал комментировать заявление Пихла, сказав, что не читал его.

В сентябре нынешнего года в эстонских СМИ появилась вызвавшая большой резонанс информация об исключении депутата Госдумы РФ Сергея Маркова из "черного списка" лиц, которым запрещен въезд в страны Шенгенской зоны.

Решение об исключении Маркова из "черного списка" принял нынешний министр юстиции Эстонии Рейн Ланг, когда после распада правительства в мае нынешнего года и ухода с поста министра внутренних дел Юри Пихла, он в течение десяти дней временно выполнял также обязанности главы МВД.

По его словам, он получил ходатайство эстонского главы МИД Урмаса Паэта об исключении из "черного списка" Маркова и бывшего руководителя российской молодежной организации "Наши" Василия Якеменко. Ланг также сказал, что, несмотря на давление МИД, он оставил Якеменко в "черных списках".

Глава МИД Эстонии Урмас Паэт тогда сообщил, что отмены запрета на въезд в страны Шенгенской зоны для Маркова потребовал один из высокопоставленных представителей Еврокомиссии.

Ансип поддержал своих товарищей по Реформистской партии, отметив, что запрет на въезд в страну должен соответствовать международным стандартам, в частности, европейскому принципу, согласно которому запрет не распространяется на членов правительства и депутатов парламента.

Марков был внесен в "черный список" главой МВД Эстонии Юри Пихлом после того, как его обвинили в причастности к организации хакерских атак на эстонские правительственные сайты в 2007 году.

Якеменко попал в "черные списки" после того, как в мае 2007 года принял активное участие в многодневной блокаде эстонского посольства в Москве, организованной в знак протеста против действий эстонских властей, которые перенесли из центра Таллина памятник погибшим советским воинам и перезахоронили их останки.

Ряд эстонских политиков подвергли критике решение Ланга и действия Паэта, считая что они нанесли ущерб интересам Эстонии в сфере безопасности. Парламентская фракция Социал-демократической партии инициировала вотум недоверия министрам, однако большинство депутатов не поддержали инициативу оппозиции.