Второй "Марш миллионов": как все было

12 июня 2012, 17:10
От 100 до 200 тысяч скандировали "Россия без Путина!", но Собчак, Навального и Яшина не было

В Москве акции протеста прошли почти без инцидентов

Второй "Марш миллионов" состоялся вчера в Москве. И пришло на него, несмотря на ужесточение закона о митингах, по данным полиции, 18 тысяч человек, а по данным организаторов — от 100 до 200 тысяч. Повел его один из лидеров движения "Солидарность" Борис Немцов, избежавший накануне вручения повестки на допрос благодаря тому, что не явился домой (повестка оппозиционеру была вручена на сцене прямо во время его выступления), а также координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, который проигнорировал аналогичную повестку. Более законопослушными оказались Ксения Собчак, Алексей Навальный и Илья Яшин, которые вместо выступления перед соратниками целый день выступали перед следователями, расследующими факты нападения на полицию на первом "Марше миллионов" 6 мая.

Оппозиционеры прошли двумя колоннами, разделившись по своим политическим убеждением на "правых" и "левых". Во главе первой несли транспарант "Мир хижинам, война дворцам". Во главе второй, скандирующей "Россия без Путина!", встали Михаил Касьянов, Владимир Рыжков и депутат Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Гудков. Отдельную, весьма заметную колонну сформировали националисты, скандировавшие: "Москва — для русских!". Было несколько сот анархистов, кричавших "Государство — главный враг, выше, выше черный флаг!" и "Нет фашизму, нет капитализму". Не обошлось без креатива. Например, несли герб в виде двуглавой крысы и портрет с подписью "Да здравствует дорогой Леонид Ильич Путин". Был и плакат, проводящий аналогию с тем, как Путин сравнил символ нынешнего оппозиционного движения — белую ленточку — с презервативом: "Пусть ни один сперматозоид иллюзий попросту не строит, поскольку весь наш коллектив попал в один презерватив".

Реклама

Под конец митинга оппозиционеры потребовали отставки Путина и перевыборов Госдумы, а также предложили начать акцию "Оккупай Следственный комитет", где к моменту завершения митинга, состоявшегося после марша на проспекте Сахарова, еще находились их лидеры. Первой оказалась "на воле" Ксения, тут же отправившая на Twitter: "Когда выражаешь свою гражданскую позицию — на работу не рассчитывай. Я вышла в 16.15. И это еще добрый следователь у меня:)".

Многие ожидали, что марш закончится традиционными арестами, а посему еще с утра заработал мобильный сайт "ВАвтозаке", где готовы были принять сигнал о задержанных, чтобы оказать им помощь. Но на момент верстки номера полиция еще не начинала заполнять автозаки, возможно впервые за последние годы разрешив оппозиционерам свободно разойтись по домам.

По итогам марша можно сделать вывод: россиян не испугало ужесточение закона о митингах, о чем свидетельствует количество вышедших на улицу. А вот властям, возможно, пришлось пересмотреть свое отношение к митингующим. "Перед этим маршем прошли акции устрашения, но поскольку это не дало эффекта, власть стала бояться еще больше и сильнее, — отметил "Сегодня" российский политолог Андрей Окара. — Не было задержаний и массового побоища, потому что одно дело расправиться с 500 людьми, а другое — когда на улицу выходят 100 тысяч. Такую большую толпу власть боится и старается вести себя осторожно и дружелюбно". По его мнению, если накал оппозиционных настроений не спадет, то и подозреваемых лидеров придется отпустить, иначе они станут национальными героями.