Путин и Шредер перегнули палку, а Меркель ждут трудные времена – немецкий журналист

4 октября 2017, 07:54
По мнению Бориса Райтшустера, российская пропаганда хорошо работает в Германии

Владимир Путин. Фото: AFP

В Германии 24 сентября прошли парламентские выборы. Блок ХДС/ХСС, по итогам обработки всех бюллетеней, набрал 33%,. СДПГ – 20,5% голосов. Обе партии понесли заметные потери по сравнению с итогами выборов в 2013 году. Тогда консерваторы набрали 41,5 процента, СДПГ – 25,7 процента. На третьем месте – правая "Альтернатива для Германии" с 12,6% голосов. Она впервые попадает в Бундестаг. Далее следуют: либеральная Свободная демократическая партия Германии (СвДП) c 10,7%, Левая партия – c 9,2% и "Союз-90/зеленые"" – c 8,9%. Остальные партии набрали менее пяти процентов, необходимых для прохождения в парламент.

Немецкий журналист и публицист Борис Райтшустер рассказал в интервью сайту "Сегодня" о том, почему результаты выборов создают большие проблемы для Ангелы Меркель, в чем причина успеха правой партии "Альтернатива для Германии" и как новая политическая реальность в Германии может сыграть на руку Путину.

Реклама

- Как можно оценить результат выборов для партии Ангелы Меркель?

- Во-первых, это провал Ангелы Меркель. Никто не сомневался, что она выиграет. Это как будто "Динамо Киев" играет с аутсайдером украинской лиги и с трудом выигрывает 1: 0. Это пиррова победа для Ангелы Меркель и ХДС/ХСС.

Во-вторых, ситуацию усложняет то, что в ХДС/ХСС надеялись, что они смогут создать коалицию с "зелеными" ("Союз 90/Зелёные") или с либералами СвДП. Но результаты партии Ангелы Меркель настолько слабы, что они не могут создать коалицию только с "зелеными" или только с либералами. Нужна коалиция и с "зелеными", и с либерлами, и с ХДС/ХСС, все вместе. Это одна возможная опция для коалиции, которая осталась для партии Ангелы Меркель. А коалиция, где немецкие либералы и "зеленые" – это больше похоже на то, если бы вы поместили в одной комнате кошку и собаку. Удержать их вместе будет очень трудно, я не завидую Меркель. Поэтому это будет не очень стабильная коалиция.

Реклама

- В чем причина такого результата партии Меркель?

- Во-первых, политика Меркель по отношению к беженцам очень сильно расколола страну. Это идеологический спор, который разделяет даже семьи. В этом идеологическом споре есть яростные защитники политики Меркель, которые не терпят критики. С другой стороны, есть яростные противники, которые считают, что Меркель и поток беженцев в Германию разрушают страну. По этому поводу немецкое общество очень расколото, и это новое явление для Германии.

Во-вторых, противник Меркель, социал-демократ Мартин Шульц упрекал канцлера в том, что она уничтожила политику в Германии своим желанием все привести к консенсусу. Мол, нет политической борьбы, Меркель задушила всех в своих объятиях. Шульц ее называл "пылесосом идей".

Реклама

- Почему?

- Потому что Меркель постоянно реализует идеи и цели других партий. Например, часть оппозиции хотела, чтобы не было атомной энергии в Германии. Меркель сама это делает, несмотря на то, что всю жизнь до этого она придерживалась другой позиции (программа энергетической революции (Energiewende) канцлера ФРГ Ангелы Меркель предполагает, что к 2022 г. Германия откажется от атомных электростанций и заменит их солнечной и ветряной энергетикой – Авт.). Поэтому такая критика, на мой взгляд, оправдана. У нас "застой". Это далеко не брежневский застой, но в политическом плане это можно именно так описать. Люди даже отвыкли от политической жизни в условиях острых разногласий. В этом и кроется одна из причин успеха партии AfD ("Альтернатива для Германии", создана в 2013 году).

- Что имеете в виду?

- Например, по социологическим опросам, темы, которые больше всего волнуют немцев – беженцы, терроризм и криминал. Но в дискуссиях больших политических партий эти темы практически отсутствовали. Когда об этом молчат большие партии, а громче всех говорит AfD, то это приводит к их успеху. Они пользуются этой идеологической борьбой. Потому что многие левые считают, что о таких темах нужно молчать. Если же ты такие темы поднимаешь, то этим подыгрываешь AfD, делаешь их более сильными. Я считают наоборот, левые просто путают причину и следствие, а если людей это волнует, нужно об этом говорить. Не говорить о проблемах и прятать голову в песок – это лучший способ усилить AfD.

- Можно ли сказать, что Германия сдвинулась вправо?

- Многие говорят, что Германия сдвинулась вправо. Это не так. Мне кажется, что за последние 10 лет Германия сдвинулась влево. Сейчас партия Меркель более похожа на то, какими раньше были социал-демократы. Многие консервативно настроенные люди не могли идти за нынешней политикой Меркель. Но так как у них не было альтернативы среди правых, то они перешли к AfD. Они, вероятно, готовы вернуться к христианским демократам, если они вновь станут консервативной партией. Например, Меркель за месяц до выборов фактически активно помогала разрешить браки гомосексуалистов. Это при том, что в Германии до этого можно было вступать в "гражданское партнерство" (легальный способом регистрации однополых семей, но без доступа к возможности усыновлять/удочерять детей – Авт.). Этим Меркель напугала консервативных избирателей. Многие говорят, что Ангела Меркель вообще-то не очень похожа на члена консервативной демократической партии, а больше похожа на члена "зеленой" или социал-демократической партии.

- В чем причина того, что Ангела Меркель уходила влево, это результат желания достичь всюду консенсуса?

- Думаю, да, во-первых, это результат желания идти к консенсусу. Во-вторых, это может быть ее личными взглядами. Многие ее знакомые говорят, что вообще не понимают, как она со своими взглядами попала в консервативную партию после воссоединения Германии. Она – нетипичный немецкий консерватор. У нее взгляды скорее "лево-зеленые". Она социализировалась в ГДР, была секретарем тамошнего комсомола, и она очень гибкая. Ее стиль – гибкость, это очень похоже на комсомол.

- А вот теперь вся политика Германии может уйти вправо и сосредоточиться на проблемах, которые интересуют немцев?

- В баварской ХСС, сестринская партия ХДС, уже говорили, что они будут уходить в эту сторону. Сейчас это еще немножко табу, громко об этом не говорят, но это будет. Есть даже люди более радикальных настроений, которые говорят, что ХСС должна выходить на общегерманский уровень и конкурировать со всеми, в том числе с ХДС. То есть ХСС будет более правой консервативной партией, а ХДС – левоконсервативной. Я не могу сказать, что в этом нет резона. Многие люди хотели бы голосовать за ХСС, но они не живут в Баварии, поэтому они голосовали за AfD.

Нужно понимать, что 50 лет после Второй мировой в Германии было осознание необходимости союза правых политических сил, на этом и зиждется союз ХДС/ХСС. Консерваторы должны были быть одним фронтом. Сегодня этот консенсус времен ФРГ нарушен. Это большой поворот в политической элите и жизни.

- Почему социал-демократы почти сразу сказали, что они уходят в оппозицию?

- Это разумный шаг. Они были бы "задушены" в коалиционных объятиях Меркель, если бы остались с ХДС в коалиции, у них на следующих выборах был бы более катастрофический результат. Новая коалиция с Меркель – это самоубийство для социал-демократов.

- С точки зрения стабильности Германии, которая, на мой взгляд, очень важна для целостности Евросоюза (а это важно для Украины в контексте противостояния с Кремлем), это все дестабилизирует немецкую политику на руку Путину?

- Да, конечно. Сейчас Меркель, если утрировать, будет не до внешней политики, Путина и Украины. Ей нужно будет больше заниматься своей политикой. И это, как мне кажется, то, что хочет Путин. Расколоть общество, поляризовать его так, чтобы мы погрязли в своих проблемах. В таких условиях упадет внимание к нападению на Украину или нарушениям прав человека в РФ.

- Вот эти маленькие партии – "зеленые", либералы и Левая партия. Их результат нормален для них?

- Удивительно то, что раньше в Германии было две доминирующих партии – ХДС/ХСС и СДПГ. Мы их даже называли "народными партиями". Но сейчас меняется политическая парадигма, эти две партии теряют свою предыдущую роль. Можно ли называть СДПГ большой партией с 20%, когда у АfD почти 13%? Это изменение политической жизни в Германии. Раньше у нас было три партии, потом четыре, а теперь семь партий в парламенте. Это период перемен. Похожую картину видим во Франции. Над немецкими социал-демократами и социалистами нависает та же угроза, что и над социалистами во Франции, они там вообще стали маргиналами.

- На ваш взгляд, как будет развиваться политическая жизнь в следующем году, какое будет коалиция?

- Единственно возможная коалиция – ХДС/ХСС, "Союз 90/Зелёные" и либералы СвДП. Коалиция не будет стабильной. Не факт, что они выдержат 4 года до следующих выборов. Думаю, мы видим начало конца Меркель, ее годы сочтены. В Германии начинается борьба за преемника Меркель.

- Большие партии не говорят о теме терроризма и миграции. Это договоренность, или они решили это по умолчанию?

- Я бы не сказал, что они совсем об этом не говорят. Нет. Но они к этому относятся, как к третьесортной теме, даже есть какое-то восприятие темы как "неправильной". Думаю, это проблема. У нас или не говорят об этом, мол, все хорошо, или в стиле: все, конец Европы! Это две очень поляризованные и радикальные позиции, поэтому нормально говорить на эту тему с людьми сложно.

- Бывшего канцлера Германии, главу комитета акционеров Nord Stream AG Герхарда Шредера утвердили на должности председателя совета директоров "Роснефти". Насколько важна тема таких трудоустройств бывших немецких топ-политиков в связанных с Кремлем структурах?

- Это не было темой до августа. Я даже расстроился, что об этом не хотят писать и обращают мало внимания. Но вот сейчас уже тема нашла широкий отклик. Думаю, тут Путин и Шредер перегнули палку. Они думали, что у них все проходит, что вообще никаких границ нет. Но тут перегнули. Но, тем не менее, есть люди, которые даже это все защищают.

Очень интересный был опрос, согласно которому 76% немцев предпочитает получать газ из РФ, нежели из США. Это результат кремлевской пропаганды, она работает.