Референдум в Каталонии: каковы аргументы сторон и что будет дальше

3 октября 2017, 07:54
Помочь Каталонии и официальному Мадриду достичь компромисса может авторитетный посредник, такой как ЕС, считает политолог Владимир Фесенко

1 октября 2017 года в Каталонии состоялся референдум о независимости от Испании. Фото: AFP

Большинство жителей Каталонии, которые участвовали в референдуме 1 октября 2017 года, проголосовали за независимости от Испании, заявили власти Каталонии. По последним данным правительства автономной области, независимость Каталонии поддержали более 90% проголосовавших, а это более двух миллионов человек. Впрочем, голосование не признает центральная испанская власть. Более того, Конституция Испании не предусматривает выхода регионов из состава страны. По мнению экспертов, единственный выход из сложившейся ситуации – переговоры с привлечением авторитетного посредника, такого как органы Европейского Союза. Но один из них – Европейская комиссия – голосование не признала.

Эксперт: Исход ситуации будет зависеть от политических факторов, а не от юридических

В сложившейся в Каталонии ситуации юридические основания получения независимости уже не играют решающую роль, рассказал сайту "Сегодня" политолог Владимир Фесенко. В данном случае исход будет зависеть от политических факторов и от того, какая из сторон окажется более решительной и последовательной в своих действиях.

Реклама

"В Каталонии достаточно большое число людей. Если не относительное, то абсолютное большинство поддерживает независимость, – говорит Фесенко, – В этих условиях противостояние, скорее всего, продолжится, и решать будут не юридические аргументы. Юриспруденция работает в тех случаях, когда обе стороны действуют по правилам. Здесь каталонская сторона провела референдум именно как акт политической воли, не по испанским правилам. Испанские правила, законы не подразумевают выход какой-нибудь провинции из состава Испании. Здесь правила были нарушены, поэтому юриспруденция работать не будет. Решать будет политика".

По мнению эксперта, в этой ситуации Мадрид и Барселона самостоятельного договориться не смогут. Переговоры между ними возможны в том случае, если появится авторитетный посредник, который будет "усаживать" стороны за стол переговоров и предложит компромиссную модель. Это возможно только в том случае, если в роли такого посредника будет ЕС, представители Европарламента или Европейская комиссия.

"Это был бы, наверное, самый оптимальный сценарий в нынешних условиях. Получится ли это – пока не ясно", – отмечает эксперт.

Реклама

О необходимости международного посредничества для разрешения кризиса с официальным Мадридом заявил и лидер Каталонии Карлес Пучдемон. "Это не внутреннее дело. Это очевидно, что мы нуждаемся в посредничестве", – заявил он.

Тем временем Европейская комиссия обнародовала свою официальную позицию – согласно испанской Конституции, голосование в Каталонии было незаконным. В Еврокомиссии напомнили, что Каталония окажется за пределами ЕС, если выйдет из состава Испании. Так, как отмечает Фесенко, если появится прецедент с независимостью Каталонии, по такому же пути могут захотеть пойти другие регионы Испании. Более того, подобные риски существуют в целом ряде европейских стран. И это, в свою очередь, большой риск для ЕС, поскольку может привести к его дезинтеграции.

Силовой вариант только усугубит ситуацию – эксперт

Голосования за независимость Каталонии омрачилось пролитой на улицах Барселоны кровью. В уличных стычках с полицией пострадали по меньшей мере 760 человек, есть информация о трех погибших, их смерть расследуется. Также во время столкновений на улицах Барселоны пострадали 11 силовиков. И это силовое противостояние только усугубит ситуацию, считает Фесенко. По мнению эксперта, в сложившейся ситуации главное – чтобы использование силы не приняло больших масштабов.

Реклама

"Я думаю, что усугубит ситуацию в том смысле, что есть большое число пострадавших, есть сообщения и о трех погибших. И на собственном горьком опыте известно, что кровь всегда только усиливает эмоциональный градус противостояния, – говорит Фесенко, – Конфликт не закончится на референдуме. Он будет продолжаться. Главное, чтобы обоюдные силовые действия не приняли большие масштабы и большую остроту".

По словам эксперта, силовой сценарий – худший вариант развития событий, но он сейчас остается актуальным.

Право на самоопределение vs принцип незыблемости границ

Один из основных принципов международного права – право на самоопределение, разъяснила сайту "Сегодня" юрист, директор юридической компании "Прима Лидер Груп" Дина Дрыжакова. В Уставе ООН записано, что каждый народ имеет на это право. Это указывается и в Декларации о принципах международного права. Согласно этому документу, способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".

"Соответственно, исходя из этого документа, жители Каталонии имеют право на независимость. Опять же, в Конституции самой Испании прописана возможность референдума, – говорит юрист, – Но, с другой стороны, есть принципы незыблемости границ, которые прописаны в законодательстве Испании. Соответственно, референдум был бы абсолютно легален, если бы в нем задавались вопросы, например, про еще большее расширение автономии. Тогда центральная власть не имела бы никакого права влиять на этот процесс. Так как вопрос ставится именно об отделении, ситуация достаточно спорная".

При этом, Испания подписала устав ООН, а это значит, что международное законодательство для этой страны в приоритете, отмечает эксперт.

"Мое мнение, что Каталония имеет право на получение независимости, а значит, юридически разгон полицией людей и попытки заблокировать вход на участки, чтобы не допустить голосования – нарушение международного законодательства", – сказала Дрыжакова.

При этом, у суда Испании есть достаточно возможностей оспаривать результаты референдума. Во-первых, они могут руководствоваться принципами неделимости территории государства и целостности границ, которые записаны в Основном Законе, а во-вторых нормой, согласно которой решение об авторизации референдума принимает парламент.

Каталония, в свою очередь, может обжаловать решение испанского суда в международных инстанциях, например, в Европейском суде. И они законно смогут использовать норму, что каждый народ имеет право на самоопределение, объясняет юрист.

"У Каталонии и сейчас очень расширенная автономия. Пока они будут ставить вопрос о полном отделении – это будет "война", в которой ни одно из сторон юридически не может быть абсолютно правой. Более рабочий механизм для них – это получить еще больше автономии. То есть двигаться к независимости постепенно. Другого некровавого правового механизма я не вижу", – говорит Дрыжакова.

Напомним, 1 октября в Каталонии проходил референдум о независимости. Участники референдума должны ответить на вопрос: "Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?". Власти Каталонии заявили, что за независимость от Испании проголосовали более 90% избирателей. Всего на референдуме проголосовали 2,3 млн избирателей из 5,3 млн.

В массовых акциях пострадало не менее 760 человек, и это только те, кто обратился за помощью к медикам. Среди них – граждане, которые получили ранения в результате применения резиновых пуль и силовых мер по зачистке избирательных участков. Кроме того, появилась информация и о трех погибших, их смерть расследуется. На 3 октября 2017 года в Каталонии объявлена всеобщая забастовка.