Ростропович обожал суп с говяжьими ножками и мечтал обдурить смерть

2 мая 2007, 19:35
В бакинском доме-музее Мстислава Ростроповича "Сегодня" рассказали о его детстве, а земляки поведали о том, что Ростропович любил рассказывать анекдоты и неожиданно приглашать в ресторан

Играть на рояле и виолончели Мстислав Ростропович начал в четыре года, в восемь состоялось его первое публичное выступление. Будучи студентом консерватории на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Ростропович получает первую премию и сразу попадает в число виднейших музыкантов Европы. В 1955 году музыкант женится на приме Большого театра Галине Вишневской — много выступает со своей супругой в качестве пианиста-аккомпаниатора — их ансамбль пользуется сумасшедшим успехом. Вишневскую он сразил не музыкой, а юмором — они поженились через четыре дня после знакомства. В камерных ансамблях Ростропович играет с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Владимир Горовиц, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Вильгельм Кэмпф… В его репертуаре наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели. Со своей виолончелью он высаживался на лед в Арктике, шел горными тропами на Кубе, играл в Москве у Белого дома в 1991 году. Газета "Таймс" в день 75-летия маэстро провозгласила его "величайшим из ныне живущих музыкантов".

Тихая улочка в самом центре Баку, которую десять лет назад переименовали в улицу имени Мстислава Ростроповича, после смерти 27 апреля прославленного виолончелиста и дирижера стала местом настоящего паломничества жителей Азербайджана. В одном из расположенных здесь домов, 27 марта 1927 года родился великий маэстро. Сейчас здесь — дом-музей Леопольда и Мстислава Ростроповичей, который был открыт в 1998 году.
 
НЕОБЫЧНЫЙ РЕБЕНОК
 
 "Семья Ростроповичей жила в этом доме до сентября 1931 года, — вспоминает директор дома-музея Шейла Гейдарова. — В доме Ростроповичей всегда была непередаваемая аура, всегда звучала прекрасная музыка. Ведь отец великого маэстро был и педагогом Азербайджанской музыкальной академии и создателем и руководителем первого струнного квартета. Мстислав Леопольдович, в отличие от других детей, появился на свет не на девятом, а на десятом месяце беременности. По этому поводу великий маэстро любил шутить, обращаясь к маме: "Ну, раз я так долго находился у тебя под сердцем, неужели ты не могла получше поработать над моей внешностью, мама ?" На это мама будущего гения отвечала: "Я работала над твоими руками, Слава".
 
РАССКАЗЧИК АНЕКДОТОВ
 
"Это был очень интересный собеседник, обладавшей просто огромной базой информации из жизни известных деятелей политики и искусства современности, — рассказывает Акиф Меликов, директор Азербайджанского Государственного театра оперы и балета. — Причем, это были такие сведения, о которых просто невозможно было прочитать в СМИ. И это естественно. Ибо маэстро был очень хорошо знаком со многими людьми, сыгравшими большую роль в событиях минувшего века. А еще Мстислав Леопольдович любил рассказывать анекдоты. Их в его багаже было просто огромное количество. Одним словом, это был человек, влюбленный в саму жизнь, очень обаятельный, высокоинтеллектуальный и неамбициозный".

НЕПРИХОТЛИВЫЙ ГУРМАН
 
"Мстислав Леопольдович, или как он сам любил себя называть Слава, был очень веселым и непосредственным человеком, который ценил дружбу и который мог дать знать о себе в самый неожиданный момент. Говорю это потому, что маэстро был очень дружен с нашей семьей, особенно с моим отцом — народным артистом Азербайджана Тофиком Кулиевым, — рассказывает о земляке президент гильдии профессиональных режиссеров Азербайджана Эльдар Кулиев. — Последний концерт Ростроповича в Баку состоялся в 1973 году и мой отец каждое утро водил маэстро кушать хаш (национальное азербайджанское блюдо — суп со специями и говяжьими ножками). И в конце семидесятых годов, когда Тофик Кулиев был на гастролях в Париже, он услышал телефонный звонок в номере гостиницы. Это был Мстислав Ростропович, который бодрым и радостным голосом сообщал отцу, что он нашел в Париже одно местечко, где подают прекрасный хаш. Естественно, что от такого предложения отказаться было невозможно и Тофик Кулиев вместе с Мстиславом Леопольдовичем направились кушать хаш в столице Франции. Вот такая история, которая очень точно характеризует великого музыканта как человека очень простого, доступного и верного в дружбе".
 
ЭКЗАЛЬТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ
 
 "Мне посчастливилось быть знакомым с Ростроповичем, — рассказал "Сегодня" народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон. — Как вы знаете, маэстро Ростропович был очень экзальтированной личностью и уже на второй минуте знакомства требовал, чтобы к нему обращались не иначе как Слава. Увы, во Франции великого музыканта очень плохо лечили и последние дни он был в тяжелейшем состоянии. Я считаю, что просто издевательством было то, что находящегося в таком тяжелом состоянии человека демонстрировали все российские телеканалы, освещавшие церемонию 80-летия Мстислава Ростроповича. Но великий маэстро был еще и очень мужественным человеком. Он пришел на эту церемонию превозмогая боль. Это была личность планетарного масштаба. Его уход отразится на всей мировой музыке".
 
ПЕРЕГНАТЬ СМЕРТЬ
 
Ростропович однажды рассказал друзьям, как обдурит смерть: "Я сказал Гале, когда умру в Париже утром, отправь меня сверхзвуковым рейсом "Конкорда" в Нью-Йорк. Я полечу навстречу времени, перегоню его и приземлюсь за два часа до того, как умру, значит, я еще два часа буду официально жив?!" Он хохотал, все остальные складывали и вычитали в уме эту шутку.
 
Акпер Гасанов