Самые масштабные авиакатастрофы в мире: сотни жертв, роковые ошибки пилотов и необъяснимые удары природы

3 ноября 2015, 07:54
Основные причины, вследствие которых самолеты потерпели крушение, – это человеческий фактор, погодные условия, теракт или отказ техники

Место крушения российского Airbus в Египте. Фото: AFP

31 октября 2015 года на территории Синайского полуострова (Египет) разбился самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа". Погибли 224 человека – 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Самолет выполнял рейс Шарм-эль-Шейх—Санкт-Петербург, вылетел 31 октября в 5:51 по киевскому времени, но уже через 23 минуты, в 6:14, не вышел на связь с Ларнакой (Кипр) и исчез с экранов радаров. Позже выяснилось, что лайнер разбился.

Реклама

В самолете были граждане России, четверо украинцев и гражданин Беларуси. По разным данным, на борту находились от 17 до 25 детей. Тела первого и второго пилотов разбившегося в Египте A321 до сих пор не найдены, сообщают источники в Каире. Скорее всего, они находятся под обломками кабины самолета.

Реклама

Фото: AFP

Эксперты убеждены, что авиакатастрофа с российским А321 произошла из-за взрывной разгерметизации салона – корпус лайнера лопнул от резкого перепада давления на большой высоте. Другой причиной нарушения целостности фюзеляжа, по мнению экспертов, могла стать усталостная трещина, возникшая, например, в шпангоуте фюзеляжа. Еще одной причиной взрывной разгерметизации мог стать неисправный двигатель.

"Визуальным наблюдением было установлено, что самолет авиакомпании "Когалымавиа", который вылетел 31 октября из Шарм-эш-Шейха, через 23 минуты штатного полета разрушился в небе, и его обломки находятся на территории примерно 20 кв км", — сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Показания бортовых самописцев, а они уже найдены и расшифровываются, покажут, как работали до катастрофы все системы самолета, а также какие действия предпринимал экипаж.

Реклама

Российская авиакомпания "Когалымавиа", которой принадлежит рухнувший самолет А321, считает причиной катастрофы внешнее воздействие, заявил гендиректор компании Александр Снаговский.

В компании заявили, что А321, потерпевший крушение над Синайским полуостровом, не мог разрушиться в воздухе из-за отказа какой-либо из технических систем. При переходе к падению самолет, скорее всего, получил значительные конструктивные повреждения, считают в "Когалымавиа".

Представитель авиакомпании также сообщил, что оба двигателя А321 прошли 26 октября прошли бароскопический тест и никаких проблем выявлено не было.

Фото: AFP

Сегодня.ua вспоминает самые крупные авиакатастрофы, произошедшие в мире за последние пять лет.

24 марта 2015 года, Франция

Авиалайнер Airbus A320-211 немецкой бюджетной авиакомпании Germanwings выполнял рейс 4U 9525 из Барселоны в Дюссельдорф, на его борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Спустя полчаса после взлета самолет внезапно перешел в быстрое снижение и через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах, в результате чего все находившиеся на борту 150 человек погибли.

Видео: Youtube/Dauphiné Libéré

На месте крушения самолета А320. Фото: AFP

На пресс-конференции 26 марта 2015 года французские следователи объявили, что второй пилот рейса 9525 Андреас Любиц умышленно перевел самолет в режим снижения. При этом он находился в кабине пилотов один, так как командир экипажа, передав управление, ненадолго покинул кабину. Позже он пытался вернуться назад, но безрезультатно — дверь в кабину была заблокирована изнутри. Командир стучал и звонил в дверь, пытался применить силу. До момента столкновения с землей второй пилот хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. В то же время, судя по записи бортового самописца, его дыхание было нормальным.

Андреас Любиц. Фото: REX

Прокуратура Марселя квалифицировала действия второго пилота как "непредумышленное убийство".

28 декабря 2014 года, Яванское море

Авиалайнер Airbus A320-216 индонезийской авиакомпании Indonesia AirAsia выполнял регулярный пассажирский рейс QZ 8501 по маршруту Сурабая—Сингапур, а на его борту находились 7 членов экипажа и 155 пассажиров.

Самолет вылетел из аэропорта Сидоарджо. Полет проходил над Яванским морем в условиях грозы. На 27 минуте полета экипаж доложил об уклонении с маршрута для обхода грозы, но через 6 минут, находясь между Калимантаном и Явой, рейс 8501 исчез с экранов радаров, еще через несколько минут пропала связь с экипажем.

Через два дня, 30 декабря, поисковые корабли обнаружили в море обломки авиалайнера. Все 162 человека погибли.

Фото: AFP

Расследованием катастрофы занялся Национальный комитет по безопасности на транспорте (NTSB).

Вначале расследования комиссия исключила возможность теракта и предположила, что главной причиной катастрофы могли стать ошибки экипажа или техническая неисправность авиалайнера. Данные, полученные из наземного радара ATC, подтверждали, что самолет при пролете грозы нестандартно набирал высоту, а затем стремительно снижался. В течение 54 секунд самолет поднялся с высоты 9750 метров до 11300 метров при скорости 6000 футов в минуту (1830 м/мин), а 37 секунд спустя снизился до 8840 метров.

При полете на эшелоне самолет столкнулся с неблагоприятными погодными условиями — грозой и сдвигом ветра, что, возможно, привело к отключению автопилота. В это время капитан и второй пилот допустили ошибки в пилотировании и не предотвратили резкое поднятие носа авиалайнера. Аэродинамический подхват мог привести к потере скорости и сваливанию самолета в плоский штопор.

Представители Индонезийского агентства по метеорологии предположили, что главным виновником катастрофы мог быть погодный фактор. Атмосферные осадки в сочетании с низкой температурой воздуха, предположительно, вызвали обледенение и повреждение двигателей, повлекшее их отказ.

17 июля 2014 года, Украина

17 июля 2014 года поблизости города Торез Донецкой области потерпел крушение "Боинг 777" Малайзийских авиалиний, следовавший рейсом MH-17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур.

Фото: BULENT KILIC

В результате крушения погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Пассажирами рейса были граждане 10 стран – Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии. Больше всех погибло голландцев – 196.

Согласно опубликованным переговорам украинских и российских диспетчеров, экипаж разбившегося лайнера не подавал сигналов тревоги, не сообщал ни о каких проблемах и не опускался ниже предельно допустимой высоты (на тот момент воздушное пространство над Украиной было закрыто ниже отметки 9800 метров).

Генпрокуратура Нидерландов проводит уголовное расследование крушения авиалайнера, призванное выявить конкретных виновных в трагедии. В этом процессе задействованы следователи из Нидерландов, Малайзии, Бельгии, Австралии и Украины.

Параллельно под эгидой Совета по безопасности Нидерландов проводилось второе расследование, нацеленное на выявление технических причин катастрофы. В этом расследовании участвуют представители России, Малайзии, США, Великобритании, Австралии и Нидерландов.

14 октября 2015 года доклад с результатами этого расследования был обнародован. Международная группа экспертов пришла к выводу, что лайнер 17 июля 2014 года упал вследствие взрыва боевой части типа 9N314M, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной ракетно-зенитным комплексом "Бук".

Видео: Youtube/Onderzoeksraad voor Veiligheid

Согласно докладу, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. Ударная волна нанесла ущерб передней части судна, до 12,5 м от носа фюзеляжа. В результате взрыва и поражения самолет рассыпался в воздухе: кабина пилотов и пол салона бизнес-класса оторвались почти сразу и упали на землю. Остальная часть самолета продолжала лететь еще приблизительно 8,5 метров. Элементы верхней части самолета были оторваны потоками воздуха, скорость которых составляла около 900 км/час.

Доклад своего расследования 8 октября опубликовала и экспертно-журналистская группа Bellingcat, специализирующаяся на проведении расследований по открытым источникам.

В докладе Bellingcat говорится, что 17 июля 2014 года установка "Бук" была перевезена на грузовике из Донецка в Снежное, а затем своим ходом отправилась к югу от Снежного. Оттуда, говорится в докладе, около 16:20 по местному времени была запущена ракета, сбившая самолет "Малайзийских авиалиний".

Эксперты подчеркивают, что замеченный в районе Снежного "Бук" — российского происхождения. Согласно выводам Bellingcat, комплекс, многочисленные фотографии которого были сделаны на территории Украины, находился до этого в составе 53-й зенитно-ракетной бригады, которая дислоцируется недалеко от Курска. В Bellingcat также утверждают, что им удалось установить личности четырех человек, которые могли вести машину, транспортировавшую Бук "3х2".

Россия, со своей стороны, также провела расследование. Российский концерн "Алмаз-Антей", который занимается сборкой "Буков", установил, что причиной крушения лайнера стала ракета 9М38 комплекса "Бук".

Концерн  обнародовал данные натурного исследования, согласно которым выпущенная ЗРК "Бук" ракета разорвалась с левой стороны малазийского "Боинга-777". Часть повреждений малазийского "Боинга-777" вызвана разрушением элементов конструкции лайнера, заявили в концерне. При этом в России заявили, что такие ракеты были сняты с вооружения российской армии в 2011 году.

Фото: BULENT KILIC

После катастрофы Малайзия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию дела о сбитом "Боинге" в Украине.

За создание трибунала для судебного преследования лиц, виновных в гибели малайзийского "Боинга" в Донбассе выступали пять стран — Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина. Однако, создание трибунала ветировала Россия и страны международной следственной группы прекратили усилия по учреждению трибунала через резолюцию Совбеза ООН.

Альтернативой трибуналу может стать расследование дела в Международном уголовном суде. Вторым вариантом, который рассматривают страны-участники следственной группы, является суд в одной из стран.

Виновник трагедии с лайнером на Донбассе пока не установлен – это не относится к юрисдикции Совбеза Нидерландов.

Тем временем родственники погибших при крушении самолета подали иск на $900 млн к бывшему министру обороны самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Игорю Стрелкову. Иск от лица 18 семей погибших был подан в один из судов Чикаго.

8 марта 2014 года, Индийский океан

8 марта 2014 года самолет Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс по маршруту из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин (КНР) пропал  в небе над Южно-Китайским морем спустя 40 минут после вылета. На борту находилось 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров).

Спустя 40 минут после вылета авиалайнер пропал с экранов радиолокаторов. Впоследствии самолет не отвечал на вызовы с Земли, звонки по спутниковому телефону и текстовые сообщения, посылавшиеся по специальной авиационной системе ACARS. Диспетчеры Куала-Лумпура и Хошимина, при содействии оперативного центра Malaysia Airlines, пытались обнаружить Боинг и не объявляли чрезвычайную ситуацию. Код "Бедствие" (DETRESFA) объявлен управлением воздушным движением (УВД) Куала-Лумпура спустя чуть более 5 часов.

Первоначально поисковая операция велась в Южно-Китайском море, где самолет в последний раз выходил в эфир, затем переместилась в Малаккский пролив и далее в Индийский океан возле западных берегов Австралии, так как было установлено, что авиалайнер находился в воздухе после исчезновения еще чуть более 7 часов, существенно изменив маршрут. Первая поисково-спасательная операция не принесла результатов и была завершена в апреле 2014 года. Не было обнаружено ни место его возможного падения, ни обломков. В августе 2014 года началась вторая поисковая операция, которая проводилась уже под водой в районе Индийского океана, где Boeing 777 предположительно потерпел катастрофу.

В январе 2015 года власти Малайзии официально признали всех пассажиров и членов экипажа рейса 370 погибшими, а в качестве причины катастрофы был указан "несчастный случай". В июле 2015 года на расстоянии более чем в 4000 километров от места предположительного падения самолета в Индийский океан, на побережье острова Реюньон, был обнаружен фрагмент самолета.

Фото: twitter.com/rakan_b777

До настоящего времени международной следственной группой не установлены причины изменения курса Boeing 777 и его исчезновения, а также хронология событий, происходивших на борту. Не обнаружено также и место катастрофы.

3 июня 2012 года, Нигерия

3 июня 2012 года самолёт MD-83 потерпел крушение во время коммерческого рейса 9J-992 компании Dana Air из Абуджи в Лагос (Нигерия). В результате катастрофы погибли 163 человека.

На расстоянии 20 км к северу от аэропорта Лагоса экипаж сообщил об отказе обоих двигателей. Самолет рухнул на густонаселенный жилой квартал Иджу Ишага, недалеко от аэропорта, после чего развалился на части и загорелся.

Фото: AFP

На борту самолета находились 153 человека, никто из них не выжил. Среди них было не менее шести граждан Китая и семь граждан США. В доме, на который обрушился самолет, проживало не менее 40 человек. В других зданиях тоже могли находиться люди.

Фото: AFP

В результате падения самолета были разрушены два жилых дома, церковь и типография.

После катастрофы в район падения самолета бросились мародеры. Были разграблены не только пострадавшие здания и багаж пассажиров разбившегося самолета, но и уцелевшие дома местных жителей. В результате паники к месту трагедии долгое время не могли пробиться машины пожарной охраны и кареты скорой помощи.

Фото: AFP

Как сообщил глава Управления гражданской авиации Нигерии Харольд Демурен, из переговоров пилота с диспетчерами на земле следует, что оба двигателя самолета были неисправны. Незадолго до падения воздушного судна экипаж послал сигнал тревоги, сообщив о том, что двигатели вышли из строя, рассказал он.

28 июля 2010 года, Пакистан

28 июля 2010 года самолет Airbus A321-200 потерпел крушение в предгорьях Гималаев у Исламабада (Пакистан).

Пассажирский самолет Airbus A321-200 авиакомпании "Airblue", выполнявший рейс № ED202 по маршруту Карачи—Исламабад, вылетел из пункта отправления в 07:50 по местному времени. В 09:43, при подлете к международному аэропорту имени Беназир Бхутто, авиадиспетчеры потеряли связь с экипажем. В это же время Airbus A321-200 врезался в холмы Маргалла. На месте крушения возник пожар.

Фото: AFP

По данным авиакомпании "Airbluе", среди людей, находившихся на борту самолета, было четыре иностранца — по одному гражданину Австрии и Сомали, и двое из США. Всего на борту было 152 человека – 146 пассажиров, среди которых 20 женщин и 5 детей, и 6 членов экипажа. Все они погибли.

Фото: AFP

Первой версией авиакатастрофы стали плохие погодные условия: сезон дождей и сильный туман. Также не исключалось, что на борту самолета произошел теракт. Позже стало известно, что диспетчеры аэропорта просили экипаж воздушного судна зайти на повторную посадку и совершить третий круг. Пилоты не смогли вывести лайнер на правильный курс, начали заходить на посадку раньше положенного срока и самолет врезался в горы.

Фото: AFP

22 мая 2010 года, Индия

22 мая 2010 года в аэропорту Мангалур (Индия) самолет Boeing 737 бюджетной авиакомпании Air-India Express, следовавший из Дубая в Мангалур, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. На борту находились 160 пассажиров и 6 членов экипажа. Восемь человек были найдены живыми, но один из них умер по пути в больницу.

Фото: AFP

Аэропорт в Мангалуре располагается на возвышенной местности и входит в десятку самых опасных аэропортов Индии. Согласно решению государственного авиационного комитета Индии (DGCA), взлет и заход на посадку в аэропорту Мангалур должен выполнять только капитан воздушного судна. На момент катастрофы капитан рейса Air India Express 812 Златко Глушица совершил в аэропорту Мангалур 16 взлётов и посадок.

Экипаж получил от службы управления воздушным движением (УВД) разрешение на посадку и начал выполнять стандартный заход по приборам (ILS) на полосу №24.

Второго пилота обеспокоило то, что самолет находится слишком высоко и он предложил капитану уходить на второй круг, однако тот продолжил снижение, находясь выше нормальной траектории. Второй пилот повторил, что необходимо уходить на второй круг, на что капитан воскликнул: "О мой Бог!", отключил автопилот и увеличил скорость снижения до 4000 футов в минуту. Это привело к срабатыванию автоматических сигнализаций "Sink rate" и "Pull up", рекомендовавших набрать высоту и предупреждающих о высоком риске столкновения с землей.

В итоге самолет приземлился на середину полосы №24 длинной 2 448 метра, выкатился за ее пределы, промчался еще несколько десятков метров, столкнулся с преградами и свалился в овраг, окружавший аэродром Мангалура. Авиалайнер разломился на две части, из поврежденных топливных баков начал вытекать керосин, на месте крушения начался сильный пожар. В первые секунды после аварии нескольким пассажирам удалось выбраться из разрушенного самолета через разбитые иллюминаторы. Выжившие пассажиры направились за помощью к местным жителям, которые прибыли на место катастрофы раньше спасательных служб. Позже прибыли 15 пожарных машин, 20 автомобилей скорой помощи и около 100 сотрудников спасательных служб. 8 пострадавших госпитализировали, одна пассажирка скончалась от полученных травм по дороге в больницу.

В катастрофе погибли 158 человек, большинство из которых скончалось вследствие сильного пожара. Выжившие 7 пассажиров получили травмы различной степени тяжести.

Фото: AFP

Согласно официальному отчету комитета по расследованию авиапроисшествий в Индии, главной причиной катастрофы стала ошибка капитана Глушицы, который, несмотря на замечания второго пилота и предупреждения системы EGPWS, продолжил заход на посадку и предпринял попытку уйти на второй круг уже после приземления. Касание ВПП произошло в 600 метрах от начала полосы и авиалайнеру не хватило оставшегося расстояния (1848 метров) для нормального торможения. Исследование обломков лайнера показало, что на момент катастрофы рычаги управления двигателями находились в положении "полный газ". Уже на пробеге самолета капитан внезапно предпринял попытку прервать заход на посадку и перевел рычаги управления двигателями во взлетный режим, что лишь усугубило ситуацию. Расшифровка бортового самописца показала, что второй пилот заметил ошибку капитана и рекомендовал уходить на второй круг, когда самолет находился в 2,5 милях от аэропорта.

Также на катастрофу повлияли и другие факторы. А именно, отсутствие контрольного радара MSSR в аэропорту Мангалура, в связи с чем службы УВД допустили ошибку и разрешили экипажу снижаться немного позже, чем необходимо.

Свою роль сыграло также отсутствие активных действий второго пилота, вовремя обнаружившего ошибку капитана, но не предпринявшего активных мер по предотвращению катастрофы, и расположение аэродрома на возвышенной местности, окруженной оврагом, что в определенной степени усложняло заход на посадку.

Есть три причины крушения самолета – эксперт

Существует три основных причины, вследствие которых самолет может потерпеть крушение – это отказ техники, человеческий фактор и погодные условия, рассказал Сегодня.ua экс-первый замглавы Госавиаслужбы Украины Александр Гречко.

"Обычно в авиации три причины – человеческий фактор, воздействие внешней среды, попадание чего-то в самолет или метеоусловия, и отказ авиационной техники", – сказал Александр Гречко.

"Это воздействие внешней среды, то есть попадание в зону турбулентности, какие-то опасные метеоусловия, гроза, молния, сильный сдвиг ветра, то есть то, что могло самолет в воздухе "свалить" или разрушить. Это отказ авиационной техники…И третья причина – это экипаж", – объяснил эксперт.

При этом, как отметил Гречко, еще не было случаев, когда у такого самолета, как Airbus, который 31 октября разбился в Египте, одновременно отказали два двигателя, а на одном двигателе такой самолет может лететь и даже набирать высоту.

Кроме того, эксперт отметил, что новые технологии противостояния погодным условиям, которыми оборудованы современные самолеты, могут и не справиться со всеми катаклизмами.

"Они-то (самолеты – Авт.) оборудованы. Но природа настолько сильна, мощна и непредсказуема, что я это тоже не могу исключить", – сказал эксперт.