Шахматы Гарри Поттера, автопилоты и "робочай": что увидели студенты на японской выставке

24 октября 2018, 15:12
Украинские айтишники в Токио восхищались искусственным интеллектом и роботами

Наши студенты. Победители конкурса «Программист-2018» отправились в Токио для обмена опытом. Фото: Фонд Бориса Колесникова

Выставка Ceatec Japan 2018 в Токио стала одной из крупнейших в Азии: более 800 экспонентов и свыше 180 тысяч посетителей. Тем приятнее, что ознакомиться с новейшими разработками в сферах виртуальной и дополненной реальности, робототехники и искусственного интеллекта смогли и 30 украинских студентов-айтишников, которые победили во всеукраинском проекте "Программист-2018", организованном благотворительным Фондом Бориса Колесникова.

Роботы для жизни

Найти путь к Макугари-Мессе, одному из крупнейших выставочных центров Токио, где проходила выставка, оказалось достаточно легко, даже не ориентируясь на местности. Для этого достаточно очутиться в нужном квартале города. Дальше к месту назначения вас принесет поток людей с горящими глазами, спешащих ознакомиться с новинками информационных технологий, и тут главное — ему не сопротивляться.

Реклама

Попав в павильоны, сразу понимаешь, почему выставка привлекла огромное количество посетителей. Свои новейшие разработки здесь представили как признанные гиганты мирового рынка (Sharp, Mitsubishi, Sony, Fujitsu, TKS, Kyocera, NEC, Tesla, Toyota, Lawson), так и ведущие японские университеты, занимающиеся научными разработками в сфере информационных технологий. Среди стендов не протолкнуться: люди изучают девайсы, вертятся вокруг Тesla X с приглашающе распахнутыми дверями, а порой и просто застывают среди проходов, вчитываясь в проспекты. Украинские студенты не отстают: примеряют очки виртуальной реальности, здороваются за руку с роботами и живо изучают информацию — хотя представлена она была, как это ни прискорбно, часто лишь на японском языке.

"Но японцы относились к посетителям выставки очень вежливо. Даже люди, плохо говорящие на английском, очень старались нам все показать", — с улыбкой делится своими впечатлениями от выставки студент Донбасской государственной машиностроительной академии (г. Краматорск) Ярослав Копецкий.

Впрочем, языковые проблемы быстро отходят на второй план. Потому что робот, созданный компанией AIST (National Institute of Advanced Industrial Science and Technology), не говорит ни на одном языке. Но умеет заваривать чай по всем правилам японской церемонии, в чем украинские студенты убедились лично. А роботы-уборщики компании PFN, разработанные с использованием усовершенствованной технологии глубокого обучения, аккуратно раскладывают разбросанные в комнате вещи на свои места (ручки — в стаканчик, книги — на полку и т. д.) и при этом не ворчат, сетуя на неряшливость владельца.

Отдельного внимания украинских студентов удостоились роботы-собаки нового поколения Aibo от компании Sony, призванные стать прекрасными товарищами для людей преклонного возраста либо тех, кто в силу физических возможностей не может выгуливать живого и резвого четверолапого друга. Эти милые песики умеют многое: они лают, поднимают лапку, приветствуя владельца, и весело машут хвостиком.

Реклама

"Экскурсовод рассказывала нам, что японцы очень много работают и мало времени проводят даже с семьей. У них нет времени на то, чтобы заводить друзей. Наверное, именно поэтому на выставке представлено столько решений — и роботов, и программ, — призванных скрасить будни одиноких людей", — отмечает студентка Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского "ХАИ" (г. Харьков) Анна Шевченко. 

Восхищенно ребята смотрели и на танцующих крошек от Fujitsu. Они способны повторять движения вслед за владельцем, держащим в руках манипуляторы: такая игрушка не только развлечет после напряженного рабочего дня, но и поможет всегда оставаться в отличной физической форме.

Реклама

Повседневность и не только

Впрочем, не робособаками едиными: позаботились разработчики и о вполне живых домашних питомцах. Так, компания Sharp представила умный лоток для котов. Он анализирует каждый подход пушистика, а после, посредством приложения на телефоне, выдает хозяевам всю информацию о его здоровье: сколько он весит, какова частота запрыгиваний в лоток и даже минимальный анализ мочи.

Очень много решений было представлено для умного дома и интернета вещей. А "Общество 5.0", ставшее лозунгом выставки в этом году, демонстрировало, как глубинное обучение, нейросети и искусственный интеллект смогут помогать в ежедневной работе не только полицейским или врачам, но даже официантам: так, специальное приложение, анализируя данные с видеокамер, установленных в переполненных залах ресторанов, подскажет работнику, за каким столиком у гостей заканчивается пиво, а у кого опустели тарелки.

Много решений предлагали компании и в сферах дополненной и виртуальной реальности.

"Подавляющее большинство проектов разработаны именно в этой сфере. У меня, как человека, занимающегося этими направлениями, эти стенды вызвали живейший интерес. Я увидел, как реализуются новые проекты, которые у нас пока только на этапе разработки, и как они внедряются в повседневность. Для меня это свидетельство, что мы движемся в правильном направлении", — признается Иван Таранов, студент Приазовского государственного технического университета (г. Мариуполь).

С ним согласен и Ярослав Копецкий:

"Меня очень заинтересовал стенд с интерактивными играми. Имея настольную игру и несколько устройств, можно организовать настоящую баталию! А со стороны это будет смотреться, как шахматы из Гарри Поттера", — не скрывает восторга он.

Вместе. Победители проекта "Программист 2018" определились после хакатона на тему "Social IT". Фото: Фонд Бориса Колесникова

Проекты студентов

Менторы юных украинских айтишников — их наставники во время хакатона, заключительного этапа конкурса "Программист-2018" — хоть и разделяли их восторги, но целенаправленно подталкивали ребят к стендам с разработками студентов японских университетов.

"Представленные там проекты тоже заслуживают внимания, — поясняет Богдан Майлов, основатель CamON и один из организаторов iForum. — Например, студенты разработали девайс, помогающий… чистить зубы! Это маленькое приспособление работает от батарейки и надевается на ручку любой зубной щетки. Далее, с помощью датчиков и акселерометров, оно анализирует процесс чистки зубов и с помощью приложения выдает владельцу информацию, как долго, с каким давлением и под какой частотой он занимался процессом и достаточно ли эффективно он почистил проблемные зубы, указанные, например, стоматологом". 

Этот девайс доработан и купить его можно за 50 долларов. То есть это вполне функционирующий стартап, на котором можно и нужно зарабатывать. Именно этого, по мнению Богдана, часто не хватает украинским студентам: обладая незаурядными способностями к созданию самого продукта, они совершенно не умеют разрабатывать стратегию по его развитию и продвижению. В итоге даже подающие высокие надежды стартапы так и не начинают приносить разработчикам доход и бесславно глохнут.

"Мы потратили много времени, чтобы научить наших ребят прорабатывать стратегию развития своего продукта. И я надеюсь, что опыт японских коллег поможет нашим ребятам понять, как создавать решения и как их монетизировать", — говорит Богдан.

Это особенно важно, ведь в ближайшие годы именно украинские айтишники будут продвигать и развивать нашу страну, уверен президент благотворительного Фонда Борис Колесников.

"Специалисты считают, что в ближайшее время около четверти миллиона украинцев будут работать в сфере IT. Победителям нашего конкурса "Программист" гарантирован завтрашний день. И от нас всех зависит, останутся они в Украине в дальнейшем или нет. Мы не зря выбрали Токио в качестве призовой поездки для программистов. Ведь Япония — самый яркий пример роста и развития. После Второй мировой войны страна была разрушена, пребывала в полной нищете, без какой-либо инфраструктуры. За несколько десятилетий она смогла построить одну из сильнейших экономик мира — образец для наследования", — отметил Борис Колесников.

Изюминка Одайбы — собственная статуя Свободы. Фото: Фонд Бориса Колесникова

Своя Свобода, храм и бамбуковые рощи

"Больше всего на экскурсии меня впечатлили старые постройки. Они так контрастируют на фоне небоскребов по другую сторону улицы!" — признается студент Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского "ХАИ" (г. Харьков) Никита Шматко.

Они действительно впечатляют, эти древние одноэтажные домики с крышами характерной формы, если смотреть поверх них на попирающие небо офисные центры. Но, несмотря на целые кварталы небоскребов, город не производит давящего впечатления: он легкий и воздушный, а обилие парков, сквериков и аллеек с безукоризненно ухоженными деревьями причудливой формы только добавляют ему очарования.

"А бамбук! Вы видели этот бамбук? Это же де-ре-во!" — обмениваются впечатлениями студенты, стоя в очередь на фото у бамбуковой рощи.

Но даже высокий и упитанный бамбук — ничто по сравнению с вековыми деревьями парка, в глубине которого прячется храм Мэйдзи — крупнейшее синтоистское святилище Токио, посвященное Императору и его супруге. Здесь так тихо, что, кажется, время огибает это место петлей — чтобы каждый, поднимаясь к храму по извилистой дороге, успел сформулировать то главное желание, с которым нужно обратиться к богам, дважды хлопнув в ладоши и бросив монетку.

Мейдзи. В храме загадывают желания и получают предсказания. Фото: Фонд Бориса Колесникова

Огромный интерес у студентов вызвал и насыпной остров Одайба — одно из самых популярных туристических мест Токио. Глядя на него, даже не верится, что когда-то здесь была огромная мусорная свалка: сейчас здесь — престижные жилые кварталы, центральный офис одного из главных телеканалов страны, музеи и смотровые площадки. Изюминка острова — собственная миниатюрная копия статуи Свободы, к которой прогнозируемо бросаются студенты с селфи-палками наперевес.

Панорамы, открывающиеся из смотровых площадок, тоже захватывают дух. Но все же ночной Токио понравился больше, признаются ребята: здесь настолько ярко и шумно, что, кажется, ночь в этом городе не наступает никогда. Ну а тем, кто жалуется на обилие рекламы в Киеве, стоит хоть разок побывать в центральных токийских районах — Гинзе и Шибуе. Здесь на каждом здании — огромные телевизоры с яркой рекламой, и она орет, перекрикивая друг дружку и оглушая неподготовленных людей звуковой какофонией. Ну а когда под бодрые рекламные крики перекрестки заполняют сотни и японцев, спешащих по своим делам, этот город захватывает дух даже у тех, кого очень нелегко удивить.

В центре. Ночью в Токио из-за обилия рекламы светло как днем. Фото: Фонд Бориса Колесникова