Вокруг годовщины освобождения Освенцима разразился скандал

23 января 2015, 07:51
Годовщина 70-летия освобождения концлагеря вызвала конфликт между Польшей и Россией

Годовщина 70-летия освобождения концлагеря вызвала конфликт между Польшей и Россией

Очередной причиной для углубления раскола между Украиной и Россией может, совершенно неожиданно, стать фашистский концлагерь Освенцим, расположенный на территории Польши, где в годы Второй мировой войны погибли около 1,5 миллиона человек. Здесь во вторник, 27 января, состоятся памятные торжества по случаю 70-й годовщины освобождения Освенцима-Биркенау. На это мероприятие приедут главы десятков государств, но вот президента РФ Владимира Путина здесь не ждут — Москву будет представлять глава администрации президента Сергей Иванов. Варшава не отправляла никому приглашения, чтобы не накалять еще больше политическую обстановку в Европе, а Кремль тоже решил не идти на конфликт и отправил Иванова.

Украина же на мероприятии будет представлена на самом высшем уровне — нашим президентом Петром Порошенко. И тут интересно, какую роль, в свете сегодняшней войны в Украине, отведут организаторы памятных торжеств странам, чьи воины победили фашистскую Германию.

Реклама

Роль эта, вероятно, будет значительной: как уже заявил глава МИД Польши Гжегож Схетина, концлагерь Освеницим в первую очередь освобождали украинцы. "Может, лучше сказать, что это Первый украинский фронт, и украинцы освобождали? Потому что именно украинцы в те январские дни открывали ворота и освобождали лагерь", — заявил Схетина в эфире Польского радио.

На это быстро отреагировал его российский коллега Сергей Лавров, который назвал заявление Схетины циничным: "Я даже не могу это комментировать. Освенцим освобождала Красная Армия. Там были русские, украинцы, чеченцы, татары, грузины. Пытаться играть на каких-то националистических чувствах в этой ситуации — абсолютно кощунственно и цинично".

По мнению украинского историка Александра Майбороды, подобную переоценку ролей республик СССР в победе над фашизмом можно ожидать, но это неблагодарное дело: "ВОВ — это уже прошлое. Сейчас сложно посчитать, сколько, кого и где было, и  точно определить, какой народ внес больший вклад в победу. Причем невозможно это сделать просто технологически. Хотя есть и довольно очевидные факты: например, при первой обороне Севастополя было больше моряков-украинцев, ведь служить там было ближе тем, кто проживал в УССР".