Свободный город: куда пойдет ИГИЛ после потери Мосула

1 июля 2017, 06:12
Освобождение иракского города Мосула от исламистов завершится в ближайшие дни – что исламисты предпримут дальше

Боец антитеррористической службы Ирака в Мосуле. Фото: AFP

Полное освобождение иракского Мосула от боевиков "Исламского государства" (ИГИЛ) ожидается в ближайшие несколько дней. Об этом в пятницу, 30 июня, агентству Rudaw заявил генерал Абдул Вахаб аль-Саади, командир "Золотой дивизии" антитеррористической службы Ирака – CTS.

Днем ранее иракские отряды захватили руины соборной мечети ан-Нури посреди Старого города в Мосуле. В этой мечети день в день три года назад ИГИЛ была объявлена "халифатом". После освобождения мечети премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади провозгласил "падение ИГИЛ".

Реклама

О "полном освобождении города в ближайшие дни" аль-Абади говорил и на прошлой неделе, 22 июня, однако после этого исламисты захватили больничный комплекс аль-Джумхори к северу от исторического центра, и лишь к пятнице были полностью оттуда выбиты.

Сейчас исламисты контролируют в Мосуле около половины территории Старого города — это пространство площадью около 1,3 кв. км у берега реки Тигр. По оценкам генерала CTS Абдулгани аль-Ассади, там продолжают сражаться около 200–300 боевиков.

Взятие Мосула: полгода городских боев

Фото: AFP

Реклама

Операция по освобождению Мосула, который считался "столицей" иракской части ИГИЛ, началась еще в октябре 2016 года. За две недели, к началу ноября, передовые отряды CTS достигли восточных предместий города и захватили телецентр. К 23 ноября 2016 года другие отряды иракской армии обогнули город с запада, замкнув кольцо, после чего начались затяжные городские бои.

Таким образом, из восьми с половиной месяцев кампании последние семь – это битва в городских условиях. Уже в декабре издание Politico сообщало о больших потерях (до половины личного состава) в элитных подразделениях CTS. Тогдашний командир "Золотой дивизии" CTS Фазиль Барван 21 декабря уверял, что город "будет полностью освобожден примерно за два месяца".

В конце марта американский генерал Джозеф Вотел утверждал, что за полгода операции в Мосуле погибли 774 иракских солдата. Вместе с союзными силами потери антитеррористической коалиции превысили, по некоторым данным, 800 человек. Сторонники ИГИЛ, тем временем, утверждают, что счет идет на тысячи: якобы к февралю 2017 года были убиты уже 7 тыс. иракских бойцов.

Реклама

Аналогичным образом разнятся данные и по числу погибших в Мосуле исламистов: от 800–900 убитых до 8–9 тысяч.

При этом потери среди гражданского населения за время операции в Мосуле достигают по меньшей мере 8 тыс. человек (по данным на начало мая). По последним данным ООН, с начала операции к 17 июня город покинули 860 тыс. беженцев – это около половины довоенного населения. В оставшейся части Старого города заложниками боев остаются до 150 тыс. гражданских лиц.

ИГИЛ в кольцах фронтов

Фото: AFP

Наступление на позиции ИГИЛ идет со всех сторон – в Ливии войска генерала Халифы Хафтара (представляющего "правительство в Тобруке") неделю назад начали наступление на последний анклав сторонников "Исламского государства" к югу от Бенгази.

В Сирии с 6 июня продолжается осада Ракки – "столицы" ИГИЛ, которую ведут "Демократические силы Сирии" (SDF), состоящие из курдского ополчения и бойцов умеренной оппозиции. Во вторник отряды SDF захватили второй из двух мостов через Евфрат, полностью окружив город.

В центральной Сирии правительственная армия в пятницу рапортовала о полном освобождении шоссе, связывающего Хомс и прибрежные провинции с Раккой и стратегически важной плотиной Табка. Таким образом, силы ИГИЛ к северу от дороги оказались окружены.

Успехи наступления на ИГ по всем фронтам не означают краха организации, считает руководитель научных исследований в институте "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко.

"Их не разгромили, они отступили, оставили территорию. Где теперь эти люди проявят себя со своим военным опытом и религиозным фанатизмом, остается только гадать", – отметил Малашенко.

"Халифат" без территории

Фото: topwar.ru

На этой неделе эксперты IHS Markit в своем докладе подчеркнули, что проект "халифата" в текущих условиях близок к провалу. За три года ИГИЛ потеряла больше двух третей подконтрольных территорий, которые сократились с 90,8 тыс. кв. км в 2015 году до 36,2 тыс. кв. км.

В связи с этим, говорится в исследовании, на 80% упали доходы группировки, которые складывались из продажи нефти и нефтепродуктов, сбора дани на занятых территориях, конфискации имущества и иных противоправных действий.

Компенсировать убытки за счет повышения дани на все еще подконтрольных ИГИЛ территориях, по прогнозам IHS, не выйдет. Все это, по мнению аналитиков агентства, приведет к тому, что боевики бросят больше ресурсов на подготовку терактов за рубежом. А борьба западных стран против исламистов может привести к радикализации консервативных мусульман.

Растет угроза новых терактов: ИГИЛ уйдет в подполье

Фото: AFP

Эксперты Chatham House также считают, что потеря территорий не уничтожит ИГ, но заставит группировку позиционировать себя уже как подпольную организацию.

Вследствие этого "Исламское государство", скорее всего, сменит военную и экономическую тактику. Оно начнет инвестировать свои денежные резервы в официальную и неофициальную экономику и будет активно интегрироваться в иракское общество.

С утратой территории ИГИЛ больше не сможет обеспечивать безопасность сетям контрабанды. Тогда, пишет Chatham House, организация сосредоточится на легальном бизнесе с ориентацией на прибыль и на работе с племенными элитами. Значительную роль в этом сыграют посредники — суннитские и шиитские бизнесмены, которые согласятся иметь дело с ИГИЛ из экономических соображений.

Откуда исламисты берут деньги

Фото: Pixabay

Сейчас на имеющиеся денежные запасы лидеры ИГИЛ через третьих лиц приобретают различные легальные предприятия (компании, выпускающие электронику, автомобильные компании, частные больницы и компании пищевой промышленности) и выплачивают посредникам ежемесячную зарплату. Те, в свою очередь, делятся со своими партнерами из ИГИЛ доходами от этих предприятий.

Другой способ отмывания денег – покупка долларов США в обмен на иракские динары. ИГИЛ меняет деньги, либо полагаясь на валютные компании, либо владея ими через третьи лица.

Организация таким путем участвует в валютных аукционах иракского Центробанка, которые проводятся для стабилизации национальной валюты. Аукционы позволяют исламистам продавать огромные денежные резервы динаров и приобретать на них доллары.

Важна ли смерть аль-Багдади

Фото: AFP

Справиться в ближайшее время с "Исламским государством" не поможет и устранение лидера Абу Бакра аль-Багдади, который мог погибнуть во время обстрела Ракки, полагает эксперт Foreign Affairs Колин Кларк.

Тем не менее, потеря Багдади может привести к внутреннему расколу в ИГИЛ и даст возможность "Аль-Каиде" запустить процесс добровольного или принудительного воссоединения. Кроме того, смерть лидера станет символической победой тех, кто сражается с исламистами. Однако, концом для ИГИЛ это не станет, ведь группировка уже неоднократно лишалась высокопоставленных лидеров в прошлом, отмечает Кларк.