Трагедия на "Нерпе" могла произойти из-за неисправности компьютера

12 ноября 2008, 10:04
К отравлению и гибели 20 человек на борту атомной подводной лодки "Нерпа" привело несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, говорится в предварительном выводе комиссии Министерства обороны РФ.

АР

Члены экипажа и сдаточной команды "Нерпы" считают, что трагедия произошла из-за сбоя в едином компьютерном комплексе управления кораблем: в самой противопожарной системе члены спецкомиссии пока неисправностей не обнаружили.

"Авария произошла в 18:05", – рассказал госпитализированный после аварии слесарь-монтажник Виктор Рифк. – "Пошел сигнал тревоги, сработал ревун и в тот же момент из распылителей пошел фреон".

Реклама

По его словам, в это время во втором, жилом отсеке отдыхали те, кто только что отстоял вахту. Монтажник утверждает, что газ пошел только во второй отсек, но одновременно из двух.

"Всего в жилой отсек пошло 120 кг фреона. В отсеке было порядка 300 с лишним ПДК (предельно допустимая концентрация)", – рассказал Рифк. – "Предельно допустимая норма фреона считается один грамм на кубометр воздуха. При повышенной концентрации фреон имеет наркотическое воздействие и человек "вырубается".

Команда от боцмана надеть индивидуальные средства защиты поступила по рации в тот момент, когда уже гудела сирена и лился фреон.

Реклама

"Я успел надеть, прошла минута, и потерял сознание, очнулся уже на "Трибуце" (противолодочном корабле, куда эвакуировали пострадавших с подлодки)" – , рассказал Рифк.

Многие пострадавшие предполагают, что произошел сбой в компьютерной системе. "Ранее на подлодках система ЛОХ (лодочной объемной химзащиты) запускалась только вручную, на "Нерпе" – на автомате. Знаю, что к главному корабельному компьютеру, который управляет лодкой, еще летом были вопросы, но потом, вроде, все наладилось", – вспоминает Рифк.

Как сообщалось ранее, 8 ноября в результате аварии на АПЛ во время ходовых испытаний погибли трое военнослужащих и 17 гражданских лиц. Еще 21 человек госпитализирован с различными повреждениями.

Реклама

Специальная комиссия Минобороны, работающая в Приморье, предварительно подтвердила версию трагедии, прозвучавшую в первый же день: люди погибли от вдыхания фреона при несанкционированном срабатывании системы пожаротушения лодки. При этом сама система пожаротушения была исправна. Индивидуальных средств защиты на лодке также было с запасом, сообщили в спецкомиссии, проверяющей обстоятельства ЧП.

"Нам очень повезло, что это произошло в шесть вечера, а не ночью, когда большинство людей спали бы. Погибли те, кто успел надышаться этим фреоном. В каютах распылители находятся прямо над койками, над лицом: глоток воздуха и тебе уже хватит. Кто лежал в каютах, практически все погибли", – рассказал мичман, техник группы управления Денис Кошеваров. – "Большинство военных были на вахте в других отсеках. Портативные дыхательные аппараты были у всех, но некоторые не срабатывали. Там еще и третья доза должна была быть – с третьего отсека, но мембрана не порвалась. Тогда бы нас, как тараканов, всех перетравило".

Мичман также считает, что произошел сбой в компьютере.

"Такую систему нельзя было запитывать на электронику. Раньше на всех лодках система пожаротушения была ручная, по приказанию. Дается команда: "Включиться в дыхательные аппараты!", и только потом запускается система тушения. А тут уже фреон льется и одновременно аварийная тревога. У нас был пульт общекорабельных систем "Молибден-И", индийский вариант", – сказал Кошеваров.

По его словам, экипаж во время аварии действовал грамотно. Многих из примерно 70 человек, находившихся во втором отсеке, спасли.

Несанкционированное срабатывание системы пожаротушения на атомной подводной лодке "Нерпа", которое привело к гибели 20 человек, могло стать следствием ошибки в проекте, заявил исполняющий обязанности генерального директора Амурского судостроительного завода (АСЗ) Геннадий Васильев.

В то же время, Амурский судостроительный завод не занимался проектированием систем АПЛ, в том числе и системы пожаротушения.

"Это делали предприятия-контрагенты. Задача работников завода заключалась в наладке и подготовке к эксплуатации системы", – подчеркнул он.

Какое именно предприятие проектировало систему пожаротушения, Васильев не сообщил.

В среду в Комсомольске-на-Амуре прошла церемония прощания с 12 работниками Амурского судостроительного завода и предприятия "Эра". В Хабаровском крае объявлен день траура. Почти половина населения города собралась у Дворца культуры судостроителей, где проходила церемония прощания. Погибших похоронили на Аллее славы городского кладбища. Со временем здесь будет установлен единый мемориальный комплекс.

Совет директоров Амурского судостроительного завода в настоящее время решает вопрос об оказании дополнительной материальной помощи семьям погибших. Завод уже выделил по 50 тысяч рублей родным и близким, по 100 тысяч рублей каждой семье выделено из бюджетов Хабаровского и Приморского края.