У пилота Як-42 были проблемы с ногами, и он принимал снотворное

3 ноября 2011, 04:07
В крови второго пилота обнаружили следы вещества, замедляющего реакцию

Фенобарбитал запрещен к применению пилотами, фото AFP

В крови второго пилота разбившегося под Ярославлем самолета Як-42, в котором погибла в полном составе хоккейная команда "Локомотив", были найдены следы вещества, замедляющего реакцию. "В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал — препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему. Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", — сказал председатель технической комиссии Межгосударственного авиакомитета Алексей Морозов. По его словам, это могло стать одним из звеньев цепи, которая в итоге привела к крушению самолета. Мороз отметил, что экипаж подбирался неправильно: авторитет второго пилота Игоря Жевелова был выше, чем у командира судна Андрея Соломенцева, и это могло создать почву для трений. Кроме того, оба пилота обладали навыками полета на Як-40. На Як-42 они летали мало и нужные навыки не успели выработать на рефлекторном уровне.

Фенобарбитал применяется для борьбы с мышечными конвульсиями и обладает снотворным действием. По словам Мороза, с 2000 года у Жевелова началось снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года в руках. В 2007 году он обратился к частному врачу-неврологу. Эти факты косвенно дают основания говорить о развитии у летчика полинейропатического синдрома, который проявляется в том числе в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения. А выводы МАК как раз и говорят, что причиной катастрофы стало торможение во время полета: ноги одного из пилотов (кого из двух, так и не установлено) были неправильно установлены на педалях в процессе взлета. "Пилот не просто жал на тормозные педали, а буквально упирался в них, вытягивая штурвал вверх", — сказал Морозов. Это же подтверждил проведенный ранее летчиками-испытателями эксперимент, копировавший условия, при которых взлетали пилоты разбившегося Яка.