У погибших на "Булгарии" не было шансов выжить

20 июля 2011, 14:10
Затонувшую в Волге "Булгарию" могут начать поднимать со дна уже сегодня вечером.

Водолазы рассказали, как в каютах "Булгарии" находили тела погибших. Фото AFP

Все зависит от того, успеют ли к этому времени завести под днище четыре так называемых "полотенца". Это металлические листы шириной по 15 метров и весом 2,5 тонны каждый; их затем подцепят к стропам и на них с помощью мощнейших в стране плавучих кранов-"крепостей" будут вытаскивать теплоход на поверхность.

Представитель оперштаба считает, что пока рано говорить о готовности "Булгарии" к подъему. Подготовительные работы, по его оценке, могут занять от двух часов до суток. После этого судно приподнимут до уровня верхней палубы и начнется откачка воды.

Реклама

Инженер аварийно-спасательной службы подводных работ (Госакваспас) МЧС Николай Колосков рассказал газете, что основную трудность представляет ил, в котором теплоход увяз на три метра. Он держит корпус прочно, словно клей. Отчасти из-за этого вечером в воскресенье лопнул один стальной строп, и пришлось прервать операцию.

Но несмотря на сложности, по словам Колоскова, спасатели не отказались от плана поднять "Булгарию" целиком, не разрезая корпус на части. После подъема и откачки воды судно "поставят на самостоятельный плав" и на буксирах поведут в док.

Водолазы татарского МЧС, которые прибыли на место ЧП первыми и доставали тела погибших и осматривали затонувшее судно, рассказали, как капитан пытался спасти людей и как в каютах находили тела.

Реклама

С журналистами говорить им запрещено, так что увиденным на дне они поделились только на условиях анонимности.

"Мы за первые три дня много тел вытащили. Спускаемся на 40 минут, потом меняемся или баллоны с воздухом меняем. Так без остановки сутки, отдых – и снова пошли", – вспоминают они первые дни после трагедии.

В таком режиме, практически круглые сутки в кромешной подводной тьме, водолазы работали неделю.

Реклама

Исследовавшие судно уверены: пробоин в нем нет. Большинство погибших пассажиров остались в каютах, команда – на рабочих местах. Часть топлива из двигателей вылилась, но топливные баки и не были герметичны. А вот музыкальная комната, куда перед затоплением якобы собрали всех детей, оказалась мифом.

По словам спасателей, в четырехстах метрах от судна была небольшая мель, носом к которой "Булгария" и легла. Как предполагают водолазы, капитан понял, что тонет, и шел к ней, чтобы спасти людей. Но не успел.

Они подтверждают, что теплоход затонул в считанные минуты: "Многие пассажиры в окнах торчали или под леерами. То есть из кают-то они выбрались, а дальше дыхалки уже не хватило", – объясняют спасатели.

Один из водолазов уверен, что у погибших вообще не было шансов. Когда судно накренилось и стало ясно, что близится катастрофа, все, кто были на палубе и могли тут же прыгнуть в воду, побежали в каюты, за детьми.

"Там мы их и нашли, – говорит он. – Выбиваешь окно, вплываешь, светишь фонариком – а они висят. На спасжилетах, под потолком".