Убийца польских шахтеров в 1981 году заявил, что его совесть чиста

1 июня 2007, 21:34
Польский суд приговорил к 11 годам тюрьмы командира спецназа, утихомиривавшего "Солидарность" в 1981 году.

Фото AFP

В Польше осудили 15 экс-офицеров спецназа, верой и правдой служивших коммунистическому режиму. Окружной суд города Катовице спустя 26 лет расследования вынес приговор участникам расстрела демонстрации шахтеров, выступавших против запрета профсоюза "Солидарность". Эпизод декабря 1981 года, в котором погибли 9 шахтеров, был самым кровавым за все время военного положения в стране, когда тысячи поляков были арестованы, а все профсоюзы запрещены до окончательного падения советской власти в стране в 1989 году. К 11 годам тюрьмы приговорен Ромуальд Чеслак, командир отряда, отдавший приказ стрелять на поражение. Кстати, полиция его до сих пор не задержала, поскольку на суд он не явился и, по сведениям "Газеты Выборчей", скрывается, не ночуя дома.

Ранее в телефонном комментарии каналу TVN он сказал, что его совесть чиста: "Я выполнял приказ". Назвать же тех, от кого он получил распоряжение открыть огонь, Чеслак отказался. Расследование дела о расстреле продолжается, и обвинение обещает, что приведет на скамью подсудимых высших должностных лиц тогдашнего польского правительства, которым руководил Войцех Ярузельский, соратник и близкий друг главы СССР Леонида Брежнева.

Трагедия на шахте "Вуек" произошла 16 декабря 1981 года. После того, как попытки успокоить восставших шахтеров и их жен с детьми с помощью водометов не увенчались успехом, правительство отдало приказ перейти к более решительным действиям. Танки Народной армии Польши разбили стены, ограждавшие двор шахты, и туда ворвались части спецназа, которые применили против демонстрантов огнестрельное оружие. От пуль погибло девять рабочих, 21 — ранены. Главный аргумент, который судья признал решающим, чтобы обвинить спецназовцев в убийствах, был следующим — ни на одной из хроникальных съемок катовицкой не запечатлены рукопашные столкновения между войсками и шахтерами, стало быть расстрел производился на расстоянии, безжалостно и хладнокровно. Если прямого контакта не было, значит огонь открывать было необязательно, посчитал суд.