Ученые доказали, что свет может двигаться по замкнутым узлам

15 сентября 2008, 12:15
Американским физикам удалось доказать, что свет может двигаться по запутанным и замкнутым траекториям, которые в математике называют узлами.

В математике узлом называется кривая, концы которой склеены.

О том, что свет теоретически может двигаться по замкнутым траекториям, было известно еще 20 лет назад.

Тогда физики из Мадридского университета (Испания) показали, что если трехмерное пространство особым образом разбить на окружности (так называемое слоение Хопфа), то эти окружности могут быть решениями уравнения Максвелла.

В этом уравнении с точки зрения электромагнетизма описываются траектории движения света. Ранее физики воспринимали результаты испанских ученых лишь как математическую абстракцию.

Неизвестно было, возможно ли добиться чего-то подобного на практике.

Американские физики исследовали поведение замкнутых траекторий во времени. Они продемонстрировали, что большинство траекторий со временем деформируется и увеличивается в размере.

Ученым также обнаружили устойчивые пути, остающиеся стабильными в течение длительного времени.

Сами исследователи заявляют, что еще рано говорить о возможном практическом применении их открытия.

Тем не менее, уже можно выделить некоторые общие направления дальнейших исследований.

Так, к примеру, одной из проблем в будущих термоядерных реакторах является управление движением плазмы, которое предполагается осуществлять при помощи систем магнитных полей.

Конфигурацию этих полей нужно менять со временем. Благодаря новым результатам представляется возможным завязать потоки плазмы в узлы, которые со временем не меняются.

По материалам: ScienceNews.