Ученые раскрыли тайну первых слов младенца

28 августа 2008, 17:46
Ученые из Университета Британской Колумбии выяснили, что дело не столько в смысловой стороне слов "мама" и "папа", которые чаще всего бываюсколько в их звуковой структуре.

Фото РИА Новости

Именно поэтому во многих языках мира "детские" слова для обозначения родственников звучат похоже – имеют повторяющиеся слоги.

Психолог Джудит Жервен из Университета Британской Колумбии (Канада) провела эксперимент с участием 22 новорожденных в возрасте 2-3 дней.

Реклама

Им давали послушать запись слов с повторяющимися слогами вроде "мубаба" и "пенана" и без них, например "мубаге" и "пенаку", при этом активность мозга регистрировалась специальными датчиками.

Как показали результаты исследования, при повторах у младенцев наблюдалось увеличение активности в височной и левой лобной долях коры головного мозга, тогда как слова без повторяющихся слогов не вызывали какой-либо заметной активации.

Напомним, что левая лобная доля у правшей отвечает за такие качества человека, как внимание, абстрактное мышление, способность к самоконтролю и критической самооценке. А височные доли обрабатывают слуховые ощущения, "превращая" звуки в слова, понятные человеку.

Реклама

Исходя из этого психолог предположила, что названия родителей и ближайших родственников в разных языках состоят из повторяющихся слогов не случайно, а именно потому, что дети лучше всего реагируют на повторяющиеся звуки.

Например, в русском – "папа", "мама", "баба", в итальянском – "papa", "tata" (дедушка) – в венгерском.

Таким образом, заключает ученый, дети рождаются уже со способностями воспринимать и изучать родной язык систематически.

Реклама

Но о более глубоком понимании развития у новорожденных способности воспринимать слова говорить пока рано, так как до сих пор большинство работ по исследованию восприятия грамматических структур проводились с участием более старших детей или взрослых.

Кстати, ранее соотечественники Жервен, ученые из Королевского университета в Кингстоне, доказали, что младенец не только слышит, он запоминает звуки еще находясь в утробе матери: у плода существует долгосрочная память, которая сохраняет информацию и после рождения.

На этом основаны различные методики пренатального обучения детей, когда развивать и обучать ребенка начинают еще до его рождения.

Так, беременные женщины прикладывают к своим животам наушники, в которых звучит музыка Моцарта. Ряд исследователей считает, что "музыкальное воспитание" ребенка до рождения хоть и не формирует его музыкальный вкус, однако оказывает позитивное влияние на сенсомоторное, языковое, эмоциональное, социальное и физическое развитие малыша.