Ученые установили, что религиозные обряды защищали от болезней

6 августа 2008, 15:01
Американские ученые пришли к выводу, что следование жестким религиозным правилам среди тропических народов снижало риск инфекционных заболеваний.

Рисунок H. Tom Hall (National Geografic)

Кори Финчер и Рэнди Торнхилл, эволюционные биологи из университета Нью-Мексико, считают, что обособленности верований способствовало внедрение "антибактериальных" моделей поведения.

На практике эти модели привели к становлению трёх социальных механизмов в первобытных обществах: (1) иерархические границы внутри племени; (2) ограничение связей с внешними группами; (3) контроль ареала обитания (сужение возможностей для экспансии).

Реклама

По мнению исследователей, упомянутые механизмы вызывали развитие межгрупповых и даже внутригрупповых барьеров, что, в свою очередь, привело к возникновению обособленных культур – в том числе религиозных.

С другой стороны, уровень инфекционных заболеваний должен быть напрямую связан с разнообразием религиозных практик.

По той простой причине, что социальные феномены, их породившие, были (в том числе) обусловлены необходимостью выживания в условиях постоянной угрозы инфицирования.

Реклама

Кендес Алькорта из университета Коннектикута считает, что индейцы майя создали достаточно жёсткие религиозные правила в том числе вследствие распространённости инфекционных заболеваний на Юкатане.

Эту интересную теорию и решили подтвердить или опровергнуть американские биологи. И провели достаточно простое исследование: взяли "Всемирную христианскую энциклопедию" и эпидемиологический справочник, а потом попытались установить между ними значимые соответствия.

Оказалось: количество паразитических заболеваний тесно взаимосвязано с таким показателем как "религиозное разнообразие".

Реклама

Авторы работы считают, что ограничивая контакты с другими группами и даже внутри группы – пусть даже ценой социальных и этнических предрассудков – наши предки таким образом спасали себя, снижая риск заражения.

Не совсем, правда, понятно, что имели в виду биологи под термином "религиозное разнообразие". Вроде бы они считают "количество верований на данной территории" (по энциклопедии).

Но, например, по Афганистану этот показатель составляет 2565, а по гораздо более многонациональной Великобритании – 2639. В России, при этом, 4043.

Кортни Бендер из Колумбийского университета тоже сомневается в правильности полученных выводов: "Некоторые религии действительно закрыты для чужаков, но ведь другие наоборот стремятся привлечь как можно больше сторонников".

С этим согласен Ричард Сосис из университета Коннектикута: "Некоторые традиционные, религиозно обособленные общества зачастую активно торгуют с чужаками или даже формируют военные альянсы".

С другой стороны, наука знает достаточно об истории религиозных верований, а вот генезис их пока вызывает массу вопросов.

По мнению некоторых учёных, заявленный американцами подход может стать "первым шагом" в окончательном прояснении этого вопроса.