Ученые узнали, как режиссеры зомбируют зрителей

7 июня 2008, 17:07
Нейрофизиологи из университета Нью-Йорка выяснили, что содержание кинофильма и индивидуальная манера режиссера может "брать под контроль" мозговую активность зрителей, заставляя ее следовать за событиями на экране.

visualphotos.com

Изучение активности мозга зрителей во время просмотра фильма показало, что некоторые фильмы вызывают одинаковые реакции в мозге разных людей.

По мнению авторов исследования, их работа поможет создать систему количественной нейрофизиологической оценки кинокартин, что может быть полезным как киноиндустрии, так и для дальнейшего изучения мозга человека.

Реклама

Ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для контроля активности мозга зрителей во время просмотра фильма и один из типов корреляционного анализа для выяснения степени сходства процессов в мозге.

"Некоторые фильмы могут вести многих зрителей через череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит и к сходству в активности мозга – и высокой степени корреляции – у большинства зрителей. Напротив, другие фильмы – намеренно или ненамеренно – менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим", – говорит ученые.

В эксперименте исследователи показывали группе добровольцев три фрагмента – получасовой отрывок из ленты Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда Хичкока "Бах! ты убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь свой энтузиазм".

Реклама

Результаты томографии показали, что сходство реакций наблюдалось в неокортексе – отделе мозга, ответственном за восприятие, однако степень этого сходства различалась в зависимости от фильма.

Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех зрителей – более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%) наблюдалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой, злой".

Самая низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода комедийного сериала – 18%.

Реклама

"Наши данные показывают, что достижение плотного контроля мозга зрителей во время фильма требует, в большинстве случаев, намеренного выстраивания специфической конструкции сюжета с помощью эстетических средств", – говорят авторы исследования. – "Тот факт, что Хичкок способен оркестровать реакции мозга, "включая" и "выключая" в один и тот же момент у всех зрителей, может дать нейрофизиологической доказательство его знаменитой способности манипулировать сознанием людей".

Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что отсутствие сходства в активности мозга не означает, что зрители не следят за событиями на экране: "Измерение корреляции указывает только на способность режиссера вызывать сходные реакции у зрителей".

"Сходство активности мозга у зрителей, или высокая степень корреляции, может рассматриваться как знак того, что зрители воспринимают фильм сходным образом. Различия в мозговой активности... могут говорить о меньшей заинтересованности в поступающей информации или же о том, что события на экране могут по-разному "обрабатываться", – отмечают ученые.

По мнению авторов исследования, их работа открывает путь к слиянию двух столь разных дисциплин, как нейрофизиология и изучение кинематографа, в единую науку – "нейрокинематографику".