Удивительный Тибет: здесь лечат танками и учат Будд в академии

24 июня 2018, 05:00
Без Далай-ламы теряет таинственный облик и святыни, но бережет обычай небесного погребения и древнюю медицину

Если мифическая страна Шамбала, йети, шаманы-прорицатели существуют, то их надо искать только в Тибете. Это одна из последних ниточек, связывающих человечество со Вселенной. Кажется, достаточно просто побывать здесь, вдохнуть благовония священной Лхасы, уловить ритм монотонных мантр лам — и получишь ключик к секретам мироздания, очистишься от низменного и познаешь наивысшее. Но, к сожалению, карета уже начала превращаться в тыкву. Госпиталь тибетской медицины штампует таблетки конвейером, монастыри возглавляют партийные администраторы, правительство сертифицирует живых Будд, Лхаса лишилась многих святынь.

И все же Тибет непостижимо силен: каждая вершина, покрытая молитвенными флажками, — своеобразное место силы. Тибет встряхивает, перезагружает сознание и открывает, как же невероятно богат, мудр и разнообразен мир.

Реклама

Это не демон, а дух-защитник

Реклама

А это Цянцолинь, живой Будда

Ген высокогорья и 1000-летние свитки

Тибетцы веками обитали в исключительных природных условиях, в изоляции. Здесь родилась уникальная культура, и, хотя многое меняется, экзотики хватает.

У тибетцев нет фамилий. При буддизме все стали равными — необязательно брать второе имя по отцу или матери, объясняет жительница Лхасы Деян.

Реклама

Зато у них есть ген устойчивости к условиям высокогорья, повышенному атмосферному давлению и бедному кислородом воздуху. Горная болезнь — это мигрени, головокружение, тошнота, отеки головного мозга и легких. А тибетцам хоть бы что...

"Я, когда покидаю плато, ко сну клонит, — жалуется Деян. — Зато мы редко страдаем заболеваниями кожи и инфекционными заражениями (интенсивная солнечная радиация)".

Свиткам в этой библиотеке 800—1000 лет. В них масса древних тайн о жизни на плато

При Тибетском университете в Лхасе есть необычная библиотека с 10 млн документов древней тибетской летописи. Многие — единственные в мире, утверждает заведующий книгохранилищем. Он показывает желтые от времени ленты бумаги с витыми тибетскими письменами. Старинные технологии изготовления бумаги — гордость Тибета, но писали и на коре, шкурах, тканях. "В этом тексте описана теория тибетской медицины, первые мединструменты. Другому 800 лет: в нем инструкции, как выращивать ячмень на плато, — демонстрирует смотритель библиотеки. — Наша гордость — свитки, найденные в 2002 году на границе с Непалом. Это 1000-летняя летопись, ценнейшая находка за последние 50 лет". Из нее тибетологи почерпнули немало интересного о буддизме и древних религиях Тибета. А выглядит документ, будто написан лет 60 назад. "Дело в особенных чернилах и бумаге, которые делали только у нас. Растительный состав из множества компонентов без капли воды, — с гордостью рассказывает заведующий. — Мы ведь нашли свитки в поле, где некогда стоял храм. 1000 лет в грунте им нипочем".

В краю, где слой грунта на камне с полуметра, а дров на кремацию не напасешься (растительность скудная), кладбищ нет. Здесь до сих пор процветает обычай небесного погребения. Усопшего относят высоко в горы, где "могильщик" заботится о том, чтобы тело без остатка и как можно быстрее утилизировали стервятники. Местные говорят об этом спокойно — обычай как обычай. "Многие считают этот способ наилучшим для экологии. Даже после смерти принесешь пользу – накормишь птиц", — невозмутимо произносит Деян. Созерцать небесное погребение не принято. Хотя в интернете фото- и видеоматериалов о нем полно — кто-то все же проникает.

На высокогорье. Яки — кормильцы и "согревальцы", а кружащие орлы провожают в последний путь

Лавки вместо гробниц

Оператор активных путешествий "Я люблю Азию" возит группы в Тибет уже 9 лет.

"Интерес не иссякает. Людей манят неимоверные ландшафты, горные перевалы выше 5000 м, ледники, горная тундра, быт тибетцев, истоки тибетского буддизма", — рассказывает Евгений Ихельзон, турлидер проекта.

Некоторые мечтают о Лхасе, сделать кору вокруг горы Кайлас (пеший поход на 3—4 дня). Не только индуисты или буддисты, но и любители эзотерики.

В 2008 году киевлянка Ирина Поддубная впервые побывала в Лхасе, тогда еще деревне без дорог и транспорта.

"Центральная улица — одна, через Поталу, остальные — сельские проулки со старыми домами. Отели примитивные, с выгребными "удобствами" и колодцами, — вспоминает она. — Но Лхаса была священным городом, на каждом шагу — храмы и ступы-гробницы. Спустя 10 лет они исчезли! На месте храмов — торговые центры".

"Индийские и непальские партнеры говорят, что Тибет взял слишком быстрый темп развития, — делится Игорь Луценко, менеджер туркомпании "Уникондор". — Ощущение, что через пару лет там все заровняют асфальтом и поставят "Макдональдсы".

Цивилизация — это хорошо, это больницы, интернет и стиральные машинки.

"Но исчезает ощущение неизведанного, таинственного, духовность уходит на задний план. Улетучивается дух Тибета", — говорит Луценко.

Тибетский дух последовал за Далай-ламой XIV в эмиграцию. В 50-х китайцы завоевали регион, погибли тысячи монахов, и вместе с последователями он скрылся в Индии, в Дхарамсале. Много лет Святейший Тенцзин Гьямцхо возглавлял Тибетское правительство в изгнании и призывал мир признать оккупацию Тибета, даже стал Нобелевским лауреатом премии мира. Говорил о восстании тибетцев в 1959-м, китаизации Тибета и атеистической пропаганде. По некоторым данным, в начале 1960-х гг. в регионе было 2469 монастырей со 110 тыс. монахов. После демократической реформы коммунистов — до 70 и 7000 монахов (сегодня, заверяют власти ТАР, монахов 46 тыс.), и те под присмотром. Храмовые ценности вывозили, здания разрушали.

"Утеснение культуры и религии Тибета — главная претензия к КНР. Но во времена Культурной революции пострадали памятники культуры и религии всего Китая, — объясняет Виктор Киктенко, президент Украинской ассоциации китаеведов. — Мао Цзедун совершил немало ошибок".

Сегодня, по его словам, отмечается определенный ренессанс даосизма, конфуцианства, буддизма.

"Нацменьшины на особом счету. Так, ограничение деторождаемости не касалось малочисленных народностей, — говорит эксперт. — Весь прогресс в ТАР — благодаря китайцам".

Но за социалистическое будущее Тибет платит своей душой.

Медицина: моча, диета, танки

Традиции врачевания в Тибете сложились более 1500 лет назад (а то и все 3000). В Лхасе есть крупный госпиталь тибетской медицины с 330-летней историей, где консультируют и лечат в стационаре. В 2006 году клиника обзавелась фабрикой для производства около 300 видов уникальных лекарств, сырье выращивают на собственных участках в горах. Здесь практикуются монахи из десятков тибетских монастырей и лечатся даже иностранцы.

Тибетская медицина почти непостижима своей логикой, она связывает тело человека с процессами в космосе. Основы ее знаний зашифрованы в древних танках — рисунках, напоминающих школьные наглядные пособия. Здоровье якобы стоит на трех китах. Это ветер (отвечает за дыхание, работу органов чувств, движения рук, ног, мышление), желчь (на ней — пищеварение, температура тела) и слизь (увлажняет кожу, придает прочность суставам, упругость мышцам). Когда гармония нарушается, человек болеет.

"Главное — питание и образ жизни. Мы болеем из-за наших ошибок, — разъясняет Лобужаси, старенький специалист по тибетской медицине. — Делите желудок на 4 части. Половина — для воды, четверть — для пищи и четверть — для здоровья".

У Лобужаси — лицо мудреца-горца и огромная практика. Он долго объясняет, как диагностировать и лечить. Пациента надо расспросить об особенностях образа жизни, в том числе половой. Осмотреть ногти, радужную оболочку глаз, измерить пульс (тибетцы различают до 350 его показателей для диагностики!) и изучить мочу. Все это — без медтехники и реактивов.

"У болезни есть стадия развития, определяем ее. При опухоли, например, есть способы замедлить развитие или улучшить самочувствие больного, — рассказывает с помощью двух переводчиков Лобужаси. — А при язве желудка, в зависимости от пульса, мочи, структуры и веса тела, может подойти 70—80 видов медикаментов! И все по рецепту".

Целебную силу Тибета испытывают на себе многие знаменитости. Так, по словам руководителя монастыря Джоканг, замначальника совета по управлению монастырем Уцзеньцижэнь, здесь побывало немало китайских и азиатских селебрити.

"С нами в Тибет ездили профессора известных университетов, собственники крупных сетей супермаркетов, известные политологи", — рассказывает Евгений Ихельзон.

Новая Лхаса. ТРЦ, иллюминация, рестораны, транспорт

Тибет без лидера: вернется ли далай-лама в Лхасу

Далай-ламы нет в Лхасе уже почти 60 лет, но в священном городе о нем напоминает каждый молитвенный флажок. Это такая буддийская традиция: флажки на нитях (лунгта) с нанесенными сутрами, мантрами и молитвами развешивают на склонах гор, чтобы ветер "считывал" их и возносил к небесам. Во дворах тибетцев тоже подобные обереги на флагштоках. А Лхаса в ритуальных атрибутах утопает.

Тема все еще болезненна.

"Если Далай-лама откажется от правительства в изгнании и признает Тибет неотъемлемой частью Китая, правительство КНР изменит отношение к нему", — говорит секретарь комитета КПК Тибетского автономного округа У Инцзе.

Но, по словам Александра Сагана, доктора философских наук и ведущего научного сотрудника отдела религиеведения Института философии НАНУ, после стольких лет обвинений Китая в оккупации святейший уже не может пойти на попятную. Время — лучший лекарь, и достаточно сидеть на берегу, чтобы увидеть кончину врага.

"В Тибете уже подрастает третье поколение без Далай-ламы. Слишком мало осталось тех, кто помнит старые добрые далайские времена. Кто хотел, сразу выехал за ним в эмиграцию (в основном монахи)", — полагает эксперт. Все решится после смерти духовного лидера (а ему в июле исполнится 83).

Потала. Резиденция Далай-ламы пустует

А 15-й Далай-лама появится в Тибете. Возможно, это будет ребенок даже не из региона, указанного предшественником. Его могут искать хоть по всему Китаю, полагает Александр Саган.

"И выборы состоятся в Потале по известной схеме: религиозная традиция до сегодня еще не прерывалась ни разу", — говорит он.

Только новый Далай-лама будет исключительно религиозным лидером, без влияния на политические процессы.

"А комплекс Потала снова станет монастырем, а не музеем", — резюмирует религиевед.

Юное поколение. Не знает феодалов и теократии

Выпускники-святые: 1700 живых Будд

Живых Будд выпускает Тибетская буддийская академия в Лхасе. Их туда принимают еще детьми — так, живой Будда Цянцолинь, с которым нам удалось познакомиться, стал на свой путь в четыре. Теперь он медик, странствует или живет в монастыре. Чтобы встретиться с нами, он шел в Лхасу пешком три дня.

Будда — это тот, кто сумел прервать колесо перерождений и получить шанс соединиться с нирваной (вечная жизнь во Вселенной).

"Сиддтхартха Шакьямуни, первый Будда, открыл способ, как духовно возрасти, чтобы во время медитации уйти в нирвану, — объясняет Александр Саган. — Будды часто, медитируя, уходят в астрал и там остаются".

В буддизме они выполняют роль наставников и не покидают Землю, чтобы помогать простым людям найти личное спасение.

"Будда сдает экзамены в академии (теорию и практику). Потом правительство КНР выдает сертификат о том, что человек обладает способностями", — рассказывает Саган.

В миру это странствующие медики или философы, а если надоест — они выходят в астрал, оставаясь в режиме живого тела.

"50—60 лет оно может не разлагаться, сохранять гибкость, связь с духом не теряется, — объясняет эксперт-религиевед. — Монахи тоже могут медитировать так, что объединяются со Вселенной. Через 2—3 дня случается просветление, и лама пророчествует".

Лхаса. Священный город, всегда полный паломников и монахов

В надежде на откровения мы спросили Цянцолиня, когда и как кончится война в Украине и станет ли она частью ЕС. Живой Будда (а он уже трижды бывал в Украине) задумался и глубокомысленно изрек: "Мой вам совет: лучше живите сегодняшним днем".

Обычай, по которому Тибет с XVII века получал духовных лидеров, нерушим. Когда Далай-лама умирает, приближенные отправляются на поиски подходящего ребенка. Перед смертью святейший оставляет инструкции, где искать перевоплощение, или сведения собирают по его записям, рассказам помощников. Отбирают двух, а то и 5—9 малышей. Какое-то время наблюдают, проявляются ли определенные признаки. Потом дети должны пройти тест — из ряда вещей выбрать принадлежавшие Далай-ламе. Теоретически есть и другой сценарий. Ламы собираются в резиденции Потала, в Золотую Урну опускают палочки с именами кандидатов, и главный, помолясь, тянет жребий.

Результаты выборов утверждает присутствующий представитель власти КНР. Таким способом в 1995 году в Тибете избрали Панчен-ламу, а процесс изъятия палочки из Золотой Урны снимали на видео. Далай всегда правил в паре с Панчен-ламой: кто на текущий момент старше — тот и наставник. Но с последним Панченом произошла неприятная история. 14 мая 1995 года Далай-лама признал в качестве 11-й реинкарнации Панчен-ламы 5-летнего Гедун Чокьи Ньима. Но мальчик с семьей был взят под стражу и исчез: его судьба неизвестна по сей день. Власти КНР заявляли, что Панчен-лама, прозванный "самым юным политзаключенным в мире", — под охраной в целях его же безопасности, чтобы сепаратисты не украли. В 2015 году официально сообщили, что парень жив-здоров и живет нормальной жизнью, не помышляя о духовном лидерстве. Другого мальчика, избранного в 1995-м, правительство КНР одобрило. Но не признали тибетцы.

Простой люд. Молится, вращая ритуальные барабаны