Украинские миротворцы: тратят на звонки женам по $1000 и никогда не говорят "последний вылет"

16 января 2012, 07:10
Наши военные и полицейские в Либерии охраняют главу государства в день инаугурации

Миротворцы. Помимо долларов, которые платит ООН, за ними сохраняется и средний оклад по месту службы в Украине. Фото: А. Ильченко

Сегодня в Либерии праздничный день. В столице этого западноафриканского государства пройдет торжественная церемония инаугурации избранной осенью прошлого года на второй срок президента страны Элен Джонсон Серлиф. Сюда продолжают прибывать главы многих государств и правительств. Особая роль возложена на украинских военных из состава 56-го отдельного вертолетного отряда ВСУ и наших сотрудников милиции из состава международных полицейских сил Миссии ООН в Либерии. Им поручено обеспечить безопасность мероприятий — с воздуха и на земле.

Главный международный аэропорт "Робертсфилд", расположенный в 90 км от Монровии, уже накануне напоминал растревоженный улей. Один за одним приземлялись самолеты с делегациями ООН, а также из США (во главе с госсекретарем Хиллари Клинтон), Великобритании, Франции, Китая, Нигерии, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуара, других стран, приглашенных на инаугурацию.

Реклама

ПРИКРЫТИЕ С НЕБА. Их встречали с подобающими почестями и из аэропорта сопровождали в Монровию. Часть VIP-пассажиров пересаживалась в десантно-транспортные вертолеты Ми-8МТ нашего 56-го отряда, часть — в автомобили. На борту "восьмерок" находятся международные военные наблюдатели из состава Миссии ООН в этой стране. Вдоль хорошо укатанной асфальтированной трассы прибывших приветствовали жители близлежащих селений. А над автострадой по ходу движения кортежей постоянно барражируют боевые вертолеты Ми-24П с буквами UN на борту. Винтокрылые машины, чьи экипажи местные называют ангелами-хранителями, задействованы в обеспечении безопасности делегаций и их надежном прикрытии с воздуха. В преддверии торжеств руководство миссии предприняло дополнительные меры безопасности в столице и в целом по стране.

"В связи с прибытием большого числа VIP-гостей количество наших воздушных патрулей по сравнению с обычными днями увеличено вдвое, а маршруты перемещения членов делегаций из аэропорта "Робертсфилд" в Монровию в светлое время суток постоянно контролируют экипажи двух Ми-24П, которые сопровождают колонны автомобилей и поддерживают взаимодействие с наземными силами миссии, — сообщил "Сегодня" командир отряда новой, 16-й, ротации, летчик первого класса полковник Петр Плис. — Большое внимание уделено также мерам безопасности на участках, прилегающих к центральным органам государственной власти, отелям, резиденциям, где размещаются прибывшие делегации".

В 30-минутной готовности к вылету на случай экстренной ситуации в аэропорту "Робертсфилд" находится пара Ми-8МТ, оборудованных специально для выполнения медицинской эвакуации и поисково-спасательных задач. Еще несколько вертолетов дежурят на дополнительных аэродромных площадках, чтобы при необходимости доставить и десантировать специальное миротворческое подразделения быстрого реагирования для оперативной ликвидации вспыхнувших среди местного населения массовых беспорядков, если таковые возникнут (недавно в ходе учений наши экипажи отрабатывали такие действия с пакистанским спецназом).

Реклама

Ребятам не впервой участвовать в особо важных заданиях. В 2005—2007 годах экипажи 56-го отряда обеспечивали охрану с воздуха генсека ООН, президентов Нигерии и Китая, канцлера Германии. Шесть лет назад, 16 января 2006-го, они прикрывали церемонию инаугурации впервые избранной президентом Элен Джонсон Серлиф. В 2008 году Либерию посетил тогдашний президент США Джордж Буш, и украинские ударные Ми-24П патрулировали небо над Монровией, аэропортом "Спрингс Пейн", всю береговую линию, маршруты передвижения кортежа американского гостя.

В прошлом году экипажи наших "двадцатьчетверок" обеспечивали охрану с воздуха инаугурации президента Республики Кот-д’Ивуар. В том самом Кот-д’Ивуаре, где весной, впервые в истории миротворческих операций, украинские летчики открыли огонь на поражение, прицельно обстреляв артсклады с боеприпасами, которые повстанцы готовились применить против мирных жителей ("Сегодня" подробно писала об этой спецоперации). Кстати, командир прошлой, 15-й, ротации, полковник Владимир Пастухов признался: если бы перед парламентскими выборами в Кот-д’Ивуаре, откуда были выведены наши Ми-24П, решение о повторном их вводе не было оперативно проголосовано Верховной Радой и не подписано президентом Украины, то и сроки выборов перенесли бы. "Власти Кот-д’Ивуара и представители Миссии ООН настаивали на том, что военное присутствие наших экипажей и прикрытие ими с воздуха — гарантия безопасности предвыборной кампании и выборов, — заключает Пастухов. — В стране, стоявшей на грани войны и мира, фактор силы играет колоссальную роль. Задача наших миротворцев заключалась в том, чтобы не допустить массовых беспорядков и насилия. К счастью, вертолеты вернули, и выборы, и подведение их итогов в Кот-д’Ивуаре прошли нормально...

ПОДДЕРЖКА НА ЗЕМЛЕ. В мероприятиях по обеспечению безопасности инаугурации президента Либерии задействованы также наши правоохранители из международной полицейской Миссии ООН.

Реклама

Как рассказали "Сегодня" в миссии, они рассредоточены в местах проведения церемонии, дислокации и перемещений официальных делегаций. Особое внимание — обеспечению безопасности дорожного движения на трассах, в местах массового скопления местного населения в Монровии и на подъездах к столице, ограничению доступа к охраняемым лицам.

"В конце прошлого года в городе возникли крупные массовые беспорядки, вызванные действиями местных чиновников, которые не заплатили уборщикам мусора, — рассказывает один из полицейских миротворцев ("Сегодня" сообщала о тех событиях). — Желающих заработать оказалось гораздо больше, чем требовалось, а заплатили за 11 дней по $33—35 всего нескольким десяткам молодых людей. Возмущение остальных выплеснулось на улицы. Недовольные забрасывали камнями, булыжниками автомобили, поджигали и переворачивали их, заблокировали движение, требуя денег. Полиции пришлось применять силу — в ход пошел слезоточивый газ...".

После введения комендантского часа акции протеста сошли на нет. Но в миссии не исключают, что они могут возобновиться в связи с инаугурацией и присутствием высоких гостей, дабы подпортить праздник. Противники нынешнего режима считают, что "мама Лена" недостаточно эффективно управляет страной, где 80% населения до сих пор неграмотно и не имеет постоянного заработка.

"Мы хотим работы сейчас, а не в далеком будущем, — пожаловался украинским журналистам в Монровии местный старьевщик. — Терпение народа не безгранично".

Зато другой житель столицы Эрик, с которым мы познакомились у некогда фешенебельного, а ныне разграбленного, зияющего пустыми глазницами окон 5-звездочного отеля "Дюкор", сказал, что благодарен президенту за то, что в стране мир...

ИЗ ДОСЬЕ "МАМЫ ЛЕНЫ"

Наглядная агитация. Приветы от "мамы Лены" и вице-президента. Фото: А. Ильченко

Элен Джонсон Серлиф — 73. Родилась 29 октября 1938 года в столице Либерии Монровии. Училась в США. В большой политике 40 лет. Была министром финансов. После военного переворота 1980-го возглавила Либерийский банк развития и инвестиций LBDI, но вынуждена была бежать в Кению, после чего переехала в Штаты. Работала во Всемирном банке. С 1992 года — в Программе развития ООН. Через пять лет вернулась на родину и приняла участие в президентских выборах, уступив полевому командиру Чарльзу Тейлору. Была сослана в Кот-д’Ивуар, где не прекращала активной политической деятельности. В 2005-м стала первой на Африканском континенте женщиной-главой государства. Осенью 2011-го вновь одержала победу. Лауреат Нобелевской премии. В народе ее называют "мамой Леной".

СЛУЖБА МИРОТВОРЦА: С МЫСЛЯМИ О ДОМЕ

Командировка в горячую точку, какой бы рискованной ни была, прежде всего, содержит материальную составляющую. Помимо долларов, которые ООН платит миротворцам, за ними сохраняется и средний оклад по месту службы в Украине. Деньги позволяют и семью поддерживать, и что-то на черный день скопить.

Но не только за длинным рублем едут в миротворческие операции наши люди в погонах. Их манят и романтика, и желание обрести ни с чем не сравнимый боевой опыт.

НЕБО. Вертолетчикам здесь раздолье — полеты каждый день. "Дома летаем не так часто, как хотелось бы, — говорит "Сегодня" командир звена Ми-8МТ подполковник Максим Федоров. — Ну, сами понимаете — топлива нет, керосин на вес золота. А здесь его хоть залейся. И каждый вылет — это такое удивительное упоение полетом, такое чувство, словно у самого крылья вырастают. Мы ведь учились для того, чтобы подниматься в воздух, оттачивать свое мастерство, а не сидеть по классам и ждать, пока наступит твоя очередь. Служба в Африке, при всех ее трудностях, климатических особенностях, пыльных бурях, ливнях, прочих напастях, дает неоценимый опыт летной работы, счастье летать. И люди в этих условиях проявляют себя как профессионалы. Со многими из них я только здесь познакомился, и увидел, какие это замечательные парни, хотя кто-то в одном полку в Калинове служил, а кто-то — неподалеку, в Самборе. Узнали, испытали друг друга — за тысячи верст от дома"...

В кресле командира. Максим Федоров: "Здесь летаем от души!". Фото: А. Клименко

У Максима это уже четвертая загранкомандировка. О каких-то неординарных случаях, нештатных ситуациях предпочитает не делиться, считая дурной приметой. А на вопрос о зарплате ответил так: "За предыдущую ротацию заработал не так уж и много — 4500 долларов, из которых не меньше тысячи, наверное, наговорил по мобильному. Звонил часто, дважды в неделю, жене, родителям и в Россию. Очень скучаем по родным, близким, и каждый разговор — словно ниточка с ними. Некоторые этой разлуки не выдерживают, и семья распадается...".

Один офицер, который тоже часто звонил домой, вернувшись, узнал, что любимая нашла другого, жившего по соседству, хотя в каждый разговор обязательно вплетала подозрения в его, мужниной, неверности. А другому летчику во время предыдущей ротации, супруга поставила ультиматум: "Или я, или Африка. Не хочу тебя отпускать...". И тот, скрипя зубами, выбрал ее — потому что любит...

"Меня жена тоже со скрипом отпускает, да и сыновья, хоть уже и взрослые, в медицинском институте учатся, тоже, — делился с нами летчик-штурман подполковник Олег Полищук. — Но где же еще можно так летать, как здесь? Нигде. Вы не смотрите, что моя должность — замкомандира по воспитательной работе. У нас, в армейской авиации, и воспитатели летают. Но в Украине мой налет в Калинове за весь год был всего 2 часа 50 минут. А тут за один лишь вылет 15 декабря — 7 часов и 30 минут. Есть разница?".

МЕДИЦИНА. Майоры медслужбы Алексей Мукменев и Анатолий Иващенко сказали, что главная их задача — здоровье миротворцев. Раньше сильно донимала малярия, особенно в сезон дождей. Но с каждой новой ротацией случаев таких все меньше. Люди и сами остерегаются, соблюдают правила личной гигиены, пользуются репеллентами (вещество, отпугивающее насекомых), в вечернее и ночное время стараются без надобности из жилых домиков-коримеков не выходить, и военврачи за порядком следят. В столовой, где санитарный режим — на первом месте, видели коробку с лориамом, сильнодействующим импортным препаратом от "маляры" (местный сленг). Но брали не все — говорят, лекарство бьет по печени.

ТЫЛЫ. Олег Робак — простой водитель. Родом из Бродов. До этого бывал в Сьерра-Леоне, и здесь, в Либерии, на водовозке работал — дважды в день из Монровии питьевую воду в базовый лагерь доставлял. Ехал с хорошим настроением — обещали денежное довольствие повысить, и это, считает, правильно — надо учитывать и нагрузки, и риски. Не успел прибыть в этот раз — его как старожила сразу определили на видавший виды "бусик", где даже дверь открывается-закрывается с применением грубой физической силы, и вперед...

"Уезжал из дому — дети плакали, — вздыхает Олег. — Их у меня двое — сын постарше, 12 лет уже, а дочке всего четыре с половиной, папина доця. Ну, и жена, конечно, расстроилась, все-таки на полгода расставались. Но время быстро идет, и следующий Новый год, и Рождество будем всей семьей за праздничным столом отмечать...".

Сержант-сверхсрочник Сергей Ростковский своей службой тоже гордится. Хотя для кого-то она прозаична — не вертолетчик, не водитель, а... машинист прачечной. Но поди ж ты — без него весь отряд обойтись не может. Сергей в ответе за то, чтобы все белье было чистым. Мы застали его, когда он после большой стирки в спецмашине-автомате на колесах развешивал сушиться простыни.

"Это целая наука — сколько белья закладывать, чтобы за 20 часов 700 килограммов постирать, сколько порошка стирального и на какой вид засыпать, наволочки отдельно, противомоскитные сетки, полотенца — тоже, ведь смешивать нельзя, и какой раствор хлорки добавить, и как отжим правильно включить, а потом дать машине моей передохнуть, чтобы не отказала, и дальше верой-правдой служила", — деловито разъясняет сержант. Он тоже человек в Африке бывалый, приехал в третий раз. До этого попадал на сезон дождей, знает, что это такое, когда выстиранные простыни даже калорифером приходится сушить, такая влажность. А теперь сухой сезон, должно быть легче.

"О доме, 6-летней дочурке, жене тоже часто вспоминаю, — сказал на прощание Сергей. — Разлука тяготит. Но — служба...".

Заправка. Авиационного керосина ООН для Либерии не жалеет... Фото: А. Клименко

Есть у наших миротворцев и свой "приусадебный уголок" в пару грядок. Выращивают там огурцы, помидоры, семена которых привозят с Украины. Правда, нагловатые пришлые обезьяны норовят полакомиться скромным урожаем, и их приходится отгонять подручными средствами.

"Сегодня" привезла в отряд немного семян тыквы и подсолнечника. Сергей сказал, что посадит, будет ухаживать и к следующему приезду угостит тем, что вырастет. Надо приехать.

ХЛЕБ ВТРОЕ ДОРОЖЕ, ТИФ И АЛМАЗЫ

Климат здесь жаркий, очень влажный в сезон дождей (выпадает до 4500—5000 мм осадков, для сравнения, в Украине больше всего осадков — в Карпатах: до 1600 мм в год) и душный, ветреный — в сухой. Средняя температура воздуха — 30—35 градусов (у нас средняя температура года +12,5…+14), в отдельные дни — до 40 и выше. Крайне сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Распространены различные формы желтой тропической лихорадки (носители — насекомые), холера, дизентерия, брюшной тиф, кишечные инфекции, гепатит, туберкулез, венерические болезни, ВИЧ, СПИД.

Хлеб в магазинах только белый, в пересчете с либерийской валюты стоит около $1,5 за булку, то бишь 12 гривен! Килограмм мяса — 80—96 грн, рыбы — 56—64, курицы — 32—40 (местным на рынках продают дешевле, чем иностранцам). Кило ананасов (три штуки) — от 24 до 40 грн (кому как повезет, но своим отдадут за доллар). Банка пива 0,33 л — 16 грн. Бутылка обычной питьевой воды (газированной в продаже нет) — 8—12 грн.

"БИГ БОСС". Недра Либерии богаты полезными ископаемыми. В том числе золотом и алмазами. Недавно местный житель нашел крупный алмаз и сдал его государству, получив баснословное вознаграждение — $10 тысяч. "Этой суммы хватило бы, чтобы построить солидный 2—3-трехэтажный дом для всей его многодетной семьи, которая ютилась в хижине без электричества и удобств, — говорит один из наших полицейских миротворцев. — Но у либерийцев свои представления о богатстве. Этот чудак решил потратить все на себя. Купил золотой перстень, часы "Ролекс" и черный костюм. Теперь он важно восседает у своего убогого жилища, на жаре, в костюме, с золотой гайкой на пальце и "котлами" на запястье. И все обращаются к нему только как "Биг босс"...

ИЗ ДОСЬЕ 56-ГО ОТРЯДА ВСУ

Решение отправить наших бойцов для участия Украины в Миссии ООН в Либерию было принято президентом в ноябре 2003 года. Началась миссия спустя пару месяцев — 11 января 2004 года.

Основные задачи: наблюдательные полеты на предмет соблюдения соглашений о прекращении огня, перевозка персонала миссии, доставка пассажиров, гуманитарных грузов, мед-эвакуация, воздушное сопровождение войск. Численность отряда — 275 человек (это и летный состав, и наземный персонал). Вооружение: ударные вертолеты Ми-24П и десантно-транспортные Ми-8МТ.

РИТУАЛЫ И СУЕВЕРИЯ

В 56-м отряде есть свои традиции и неписаные правила. Когда вертолетчик впервые поднимается в небо Африки, его после завершения полета товарищи берут за руки-ноги и шутя ударяют "пятой точкой" о колесо шасси. Считается, что боевое крещение пройдено, и экзамен сдан успешно.Летчики — народ суеверный: традиционно не любят "чертовой дюжины", особенно если совпадает, как пару дней назад, с пятницей, или понедельником. Но в Африке приходится летать вне зависимости от дат и дней недели. Еще в отряде стараются не бриться перед вылетом — не к добру. Наводят глянец, как французы — с вечера... Наши миротворцы предпочитают перед полетом ничего не брать в долг и не давать взаймы — это также трактуется как плохой знак.Если обнаружили, что забыли перед вылетом на боевое задание что-то не очень важное (сигареты, зажигалку, спички), не возвращаются — все равно курить в кабине запрещено. Нельзя говорить "последний" (вылет, завтрак, день) — только крайний. Не снимают нательный крестик, цепочку, не оставляют на земле иконку-оберег.