Фото АР
В понедельник в Перми был день траура по 88 погибшим в воскресенье при падении Boeing 737-500 российской авиакомпании "Аэрофлот-Норд", совершавшего рейс №821 из Москвы. Шестеро погибших — граждане Украины. Двое харьковчан — 36-летние Вадим Голуб и Сергей Новожилов, и трое из Крамоторска — 33-летний Николай Попов, 34-летний Вадим Никулин и 35-летний Дмитрий Ефремов. Как выяснила "Сегодня", все они летели в Россию по работе — на переговоры по подписанию очередных контрактов. Мы поговорили с их родными.
Соседи нам рассказали, что Сергей и Наталья лишь года два назад поселились в новой квартире, семья у них была интеллигентная и тихая. У Сергея осталась дочь, которой 14 лет.
Убитые горем родственники трех сотрудников НКМЗ избегают общения со СМИ. Жена Дмитрия Ефремова от горя почти не может говорить. "Отец Димы отправился в Россию на опознание", — только смогла прошептать женщина.
Как рассказал "Сегодня" консул посольства Украины в РФ Василий Власюк, пока не ясно, когда тела доставят на родину: "Есть сложности с опознанием погибших. Понадобится экспертиза на уровне ДНК. Россияне имеют большой опыт в этой области, поэтому, думаю, они все сделают быстро". По словам нашего консула, родственники всех погибших уже прибыли в Пермь. Они сдали кровь на анализ. На месте эксперты собрали более тысячи фрагментов тел погибших, которые будет направлены в Москву.
"ЭТО — САМЫЕ НАДЕЖНЫЕ И ПРОВЕРЕННЫЕ САМОЛЕТЫ"
Как выяснила "Сегодня", в парке ведущих авиакомпаний Украины также имеются "Боинги-737-500". Собственно, на сегодня это один из самых распространенных типов пассажирских самолетом в мире наряду с Airbus-320. Дополнительного техосмотра для них у нас не планируют.
"Наши "Боинги" постоянно проходят техосмотр перед вылетом. И это не такой формальный техосмотр типа — постучать ногой по шасси. Примерно тридцать специалистов осматривают каждый механизм самолета, — рассказал "Сегодня" представитель пресс-службы "Аэросвита" Александр Севин. — До объявления результатов расследования причин авиакатастрофы в Перми говорить о том, что ныне существующие техосмотры неэффективны, нельзя, а значит, ужесточать регламент по осмотру технического состояния самолета никто не будет. Если комиссия выяснит, что причиной катастрофы была какая-то неполадка, связанная с заводской неисправностью, тогда об этом можно говорить. Например, полгода назад у одной японской авиалинии в одном новом самолете какой-то болтик в двигателе плохо закручивался и были сбои. Компания "Боинг" провела собственное расследование и выявила подобный дефект только у партии, которую отправили в Японию — 3—4 самолета. Этот дефект очень быстро устранила, но лишь после расследования. А до этого самолеты не снимали с рейсов. Дополнительный осмотр ничего не даст. Нужно точно знать, что там было. Если комиссия выявит, что причиной катастрофы является не ошибка пилота, не теракт и не погодные условия, в таком случае, конечно, все авиакомпании, имеющие "Боинги-737-500", вынуждены будут перепроверить эти лайнеры. А вообще, это самые надежные и проверенные самолеты".
Будут внимательно следить за расследованием в России в Международных авиалиниях Украины, где, впрочем, также совершенно уверены в безопасности своих "Боингов 737-500". "Наши самолеты проходят предполетный, ежедневный и еженедельный осмотр и так называемый тяжелый регламент — раз в два года проходят полный комплексный осмотр с разбором всех элементов самолетов. И, думаю, до завершения расследования аварии в РФ нет никакой необходимости в допосмотрах", — рассказала пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. Но расследование может затянуться от двух месяцев до полугода.
ВЕРСИЯ ТЕРАКТА ОТВЕРГНУТА
Версий падения Боинг-737-500, с которым пропала связь через два часа после взлета, а еще через полчаса он рухнул за землю, около десяти. В понедельник были отвергнуты лишь две — теракт и нехватка топлива. Специалисты ФСБ не нашли на месте катастрофы следов взрывчатых веществ. А руководитель Федеральной аэронавигационной службы заявил, что у потерпевшего крушение самолета было достаточно топлива, чтобы уйти на запасной аэродром или вернуться в Москву. Самолет заправил 11,5 тонн авиакеросина, а на полет до Перми требуется 5,5 тонн.
Уголовное дело по факту катастрофы заведено по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полетов). Есть версия, что пилот вел себя неадекватно. Руководитель полетами пермского аэродрома Ирек Бикбов рассказал Первому каналу, что пилот выполнял инструкции диспетчера с точностью наоборот: "Я дал ему курс на правый разворот, а он пошел влево. И сам спросил: "А нельзя нам зайти с этого захода?", как будто спешил почему-то. Я спросил его: "У вас в порядке?", он ответил утвердительно. Тогда я ответил ему: "Нет, выполняйте повторный заход". По локатору было видно, что высота начала уменьшаться. Тогда я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет на следующем круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И где-то когда высота была 600, я услышал крик: "А-а-а, п…ц!".
В качестве основной версии рассматривается и техническая неисправность. Говорят о неисправности правого двигателя, который во время полета якобы загорелся. Но глава Росавиации Евгений Бачурин заявил, что разбившийся Боинг был исправен, а российские авиаэксперты отмечают, что поломка одного двигателя не могла привести к крушению — Боинг можно посадить и на одном двигателе.