Украинцы в мире: форшмак, таранка и марш вышиванок в Скандинавии и Нидерландах

26 марта 2018, 05:04
В Швеции долго ждут врачей, а датчан удивляют борщом

С введением безвизового режима все больше украинцев стали бывать за границей. Одни путешествуют, другие учатся, третьи — находят работу и остаются, порой на несколько лет, а иногда — и насовсем. В прошлом выпуске спецпроекта "Украинцы в мире" мы рассказывали о том, как живется нашим в Азии. Этот выпуск – о жизни наших соотечественников в Скандинавии и Нидерландах. Их истории опровергают мифы о легких деньгах и райской жизни: этим женщинам пришлось преодолевать ментальные барьеры, создавать благотворительные организации и менять пищевые привычки. Но они читают детям книжки на родном языке и стараются привнести в новую жизнь частичку прошлого. Свои истории нам поведали Виктория Старовойтова, Ольга Волкова, Татьяна Ан и Мария Белая, которые живут сейчас вдали от родины.

Амстердам: "Киевский торт" и поиски маникюрши

В Голландию украинцы попадают сюда по-разному: девушки выходят замуж за местных, а наших квалифицированных специалистов мотивируют зарплаты и хорошие условия. Одесситка Виктория Старовойтова с семьей здесь уже четыре года — приехала вместе с мужем, которому предложили выгодный контракт.

Реклама

"Нидерландам нужны IT-специалисты, поэтому наш статус в стране предусматривает немало благ: соцпакет, 30%-ная налоговая скидка на 8 лет, — говорит героиня. — Мой муж из Грузии, долгое время мы жили и работали в Киеве. К счастью, в Голландии у нас были друзья, которые уехали раньше и очень нас поддержали на первых порах. Ведь в чужой стране все другое и множество нюансов, которые надо учитывать.

Со временем наш круг общения расширился: мы купили дом в 17 км от Амстердама, где часто собираемся на шашлыки, обожаем играть в настольные игры. Как и многие голландцы, мы — фанаты велосипедов: постоянно ездим на дальние расстояния. Это невероятное удовольствие! Хотя с появлением ребенка километраж поездок пришлось сократить, конечно".

По словам Виктории, для большинства украинцев в Нидерландах деньги — далеко не главная причина переезда:

"Более того, в Украине айтишники финансово чувствуют себя намного лучше, чем в Европе. В Киеве мы с мужем дважды в неделю ходили в хорошие рестораны. А в Голландии не можем себе этого позволить: ужин на двоих обходится дорого, в 70—80 евро. Не перестаем удивляться тому, что большинство болезней здесь всерьез лечат парацетамолом. Но при этом за врачами строго присматривают страховые компании: они проверяют каждое назначение, сводя к минимуму ворох бесполезных таблеток.

Но есть и другая сторона медали: здесь нет нужды откладывать "на черный день", потому что есть медстраховка, машина не ломается постоянно из-за плохих дорог, а уровень криминала близок к нулю.

Мы ощущаем себя людьми мира, а не эмигрантами. Некоторые возвращаются после контракта в Украину, кто-то едет дальше в Европу или США. Черно-белое мышление меняется: здесь ты понимаешь, что передвижение по миру — обычная часть жизни.

С продуктами здесь все прекрасно. Мы стали больше есть сыра — здесь он очень вкусный, свежий и доступный по цене. И "Киевский торт", если захочется, можно спокойно купить в Амстердаме. А вот с бьюти-сферой проблема — здесь свое­образное понимание хорошего маникюра и стрижки. Все делают очень небрежно, могут криво накрасить ногти, а если чем-то недоволен, удивляются — мол, мы же старались! Поэтому, приезжая в Украину, я первым делом бегу к нашим прекрасным мастерам, а затем обходим с друзьями любимые рестораны и посещаем стильные киевские мероприятия. Это высокий уровень и огромный заряд энергии!

Конечно, посетить все, что хочется, не успеваем — отпуск не резиновый. Еще и в Грузию, на родину мужа, нужно успеть съездить. Обожаю эти теплые визиты к грузинским и украинским родственникам — ну кто еще накормит настоящим одесским форшмаком, как не любимая бабушка?"

"Мы ощущаем себя людьми мира". Фото: личный архив

Реклама

Голландия: Киев как кислород и слезы по Лавре

Киевская художница Татьяна Ан переезжала из страны в страну легко и без рефлексий. Тринадцать лет жила в Греции, рисуя по-южному яркие картины. Потом вышла замуж за голландца и поселилась в Нидерландах.

"Так что отвыкать пришлось скорее от Греции, — улыбается Таня. — Люди там парадоксальные — открытые, но капризные и завистливые, и в то же время — добрые и готовые прийти на помощь. А голландцы — больше студенты, они всю жизнь учатся. Их стержень — здоровый эгоизм и дистанция. Да, они радушные и доброжелательные, но при этом — каждый сам по себе. На лице улыбка, но близко не подпускают. Хотя и в душу не лезут, а это немаловажно.

Ни в Греции, ни в Нидерландах я не искала знакомств с соотечественниками. Общалась по принципу — с кем интересно. А вот без Киева не могу — езжу четырежды в год. Для меня там — "жизнь, бьющая ключом", взрослая дочь, любимые друзья — писательница Каринэ Арутюнова, музыкант Леша Александров, художница Ирина Винайкина, поэт Лена Малишевская... Всех не перечесть! И в каждый свой приезд просто на улице встречаю кого-нибудь из старых знакомых. В Киеве хожу на выставки и веду активный образ жизни, чего за границей нет. Родной город насыщает эмоциями и впечатлениями, которые я выплескиваю в творчество, вернувшись в Голландию.

Однако западный менталитет проник и в мою душу: появились амбиции, испарилась лень (улыбается). Иногда приезжаю на родину с мужем — он в восторге от киевских ресторанчиков и обожает пить кофе в передвижных уличных кофейнях.

Прошлой весной в Киеве прошла наша с Каринэ выставка, было душевно и людно, играли музыканты, пришли друзья-приятели. Создавалось ощущение, что вокруг — одна большая компания, такая артистическая коммуналка… Знаете, я всегда думала, что ностальгия — это не обо мне. Но однажды по дороге из Борисполя, проезжая мост, увидела Лавру и… расплакалась. Я вдруг поняла, что очень соскучилась по моему городу".

В Утрехте. К Тане Ан в гости приехал писатель Сергей Соловьев. Фото: личный архив

Реклама

Дания: марш вышиванок и фуры для госпиталя

На заработки в Данию Ольга Волкова с Тернопольщины приехала 12 лет назад. Будучи студенткой, не имела возможности подрабатывать. Вот и решила молодая девушка собрать деньги на мобильный телефон и видеокамеру, а главное — помочь своей семье. Украинская молодежь на родине Андерсена в большинстве своем работала на частных фермах — Ольга тоже трудилась в сельском хозяйстве пять лет.

"Изначально я не собиралась здесь оставаться, — признается героиня. — Очень скучала по друзьям и родным, много денег тратила на международные телефонные разговоры. Тогда еще не у всех был доступ к вайберу и скайпу, а звонки в Украину стоили дорого. У нас образовалась компания украинцев, работающих на соседних фермах. Собирались на вечеринки по 15—20 человек, общались, пели, лепили вареники... В Дании — 37-часовая рабочая неделя, но ради дополнительного заработка мы сознательно перерабатывали. Несмотря на трудности, я все воспринимала позитивно. Главное — познавала мир! Ведь до этого дальше Хмельницкого и Одессы нигде не была".

Ольга Волкова. Заботливая мама и создательница клуба "Украина". Фото: личный архив

Вскоре Оля познакомилась с парнем из Луганской области, который учиося в Дании. Начали встречаться, поженились, родилась дочка.

"Так вопрос, оставаться или нет, решился сам собой, — говорит Ольга. — Хотя и был непростым: здесь неприветливый климат, холодно и ветрено, часто идут дожди. Многим он не нравится, а нам вполне подошел. Кроме того, чтобы претендовать на хорошую работу, нужно учить датский язык, а он довольно сложен. Я окончила курсы офис-менеджеров, и сейчас работаю на госслужбе. За годы, проведенные в Дании, так и не избавилась от акцента. И это, думаю, навсегда. Изъясняться свободно по-датски могут лишь те, кто приехал сюда 15—16-летним или же родился здесь — как мои дети, например".

В Дании поменялся и рацион пары: салаты из свежих овощей на столе круглый год (хотя экологически чистые продукты здесь стоят чуть дороже).

"Но иногда, — говорит Оля, — я и борщ варю! Кстати, это единственное украинское блюдо, которое нравится знакомым датчанам. Наших вареников они как-то... не понимают".

В Дании довольно большое украинское комьюнити, в котором есть несколько общественных организаций. Молодежная "Ластівка", волонтерская "Збережи Україну" объединили для помощи нашей стране и эмигрантов, и датчан.

"Это огромная работа, — говорит героиня. — Помощь в Украину идет фурами: медицинское оборудование для военных госпиталей, лекарства, продукты, одежда... Чтобы наши дети не забывали украинский язык, я инициировала создание клуба "Україна". Муниципальные власти поддерживают подобные начинания, по выходным бесплатно предоставляют нам помещения государственных школ. Конечно, учителей найти непросто. Но для нас главное, чтобы человек любил детей, и они общались между собой на украинском. В клубе им рассказывают о национальных традициях, читают книжки. Мы даже народные танцы с ними разучиваем!".

"Ластівка". Волонтерская молодежная организация в Копенгагене объединила молодых украинцев, которые бережно хранят традиции. Фото: личный архив

Оля скромно умалчивает свою роль в еще одном проекте, хотя именно она является главой организации "Допомога хворим дітям": миллионы гривен ежегодно перечисляются на лечение маленьких украинцев за рубежом.

"Слава Богу, что у нас есть работа и возможность помогать. Мы восхищены тем, что в Украине есть такие волонтеры, как Марта Левченко, Дима Комаров. Их знает весь мир, им доверяют, это спасает жизни сотен детей! Осенью проходят благотворительные концерты украинских артистов. К нам уже приезжали Павел Табаков, "Шпилясті Кобзарі". Все сборы идут на лечение малышей".

Духовный центр украинцев в Да­нии — греко-католическая церковь в Копенгагене. Молодой священник Василь Тихович сумел привлечь в храм немало украинской молодежи. Здесь венчают и крестят детей, собираются на праздники, в день рождения Тараса Шевченко читают стихи у памятника Кобзарю, а на Пасху дружно расписывают яйца. И каждый год сотни украинцев (и даже датчан!) выходят на традиционный Марш вышиванок.

"Шпилясті Кобзарі" приехали! Украинцы в Дании любят концерты. Фото: личный архив

Швеция: жены айтишников и таранка из Украины

Еще студенткой Мария Белая любила путешествовать, год волонтерила в Бельгии, но покидать Украину не собиралась.

"У меня была хорошая работа, друзья, но планы поменяла любовь, — улыбается героиня. — На момент знакомства мой будущий муж (он айтишник) уже проходил процедуру оформления по контракту в Швецию. Так мы попали в Стокгольм. Благодаря "Инстаграму" я легко знакомилась с соотечественницами. При этом шутили: "Дай угадаю: ты — жена айтишника?" И в 90% случаев оказывалось, что да! Шведы очень лояльны к эмигрантам. Здесь ценятся медики и специалисты IT-сферы. Но свою квалификацию подтвердить непросто".

Маша не сидела без дела — окончила курсы шведского языка и стала частным гидом. Для туристов из СНГ — экскурсии на русском, а в городской ратуше — на английском и шведском. За пять лет, проведенных в стране, киевлянка стала больше ценить время, а выходные дни посвящает семье и друзьям.

"Очень удобно, что все рабочие вопросы в Швеции решаются онлайн, — рассказывает Мария. — В Киеве я была частным предпринимателем, много времени уходило на походы в налоговую и банк. Здесь это намного проще. А вот к врачам в Швеции надо записываться за неделю-две, что очень непривычно для нас. При всем продуктовом изобилии лично мне очень не хватало… обычной таранки! Я люблю вяленую рыбу — этот деликатес родители мне пересылают регулярно. На маникюр я тоже езжу к девушке из Украины, здесь непросто найти хорошего профи.

Иногда шведы деликатно интересуются ситуацией у нас, но я стараюсь избегать разговоров о политике. Это не значит, что перестала ощущать себя украинкой. Очень хотела, но не смогла участвовать в велопробеге, который проходил в Стокгольме 24 августа, в День независимости. Когда у меня появятся дети, обязательно буду водить их в Украинский культурный центр. Думаю, для меня всегда будет важно, откуда я родом и какие у нас традиции".

Мария Белая. Поехала в Швецию вслед за мужем, работает гидом. Фото: М. Белая