Украинцы в мире: торт для испанцев и мифы о принце

30 апреля 2018, 04:18
В Португалии женятся на своих, а испанок учат кулинарить

Наши в Валенсии. Чтут свое, собирают гостей и ходят на православные службы украинской церкви

"Хорошо там, где нас нет" — гласит народная молва. С давних времен украинцы разбросаны по всему миру. Одни едут за призрачным счастьем, другие — чтобы испытать себя и реализоваться. В прошлых выпусках спецпроекта "Украинцы в мире" мы рассказывали о трудностях жизни и путешествий по Азии. а также форшмаке, таранке и марше вышиванок в Скандинавии и Нидерландах. В нынешнем мы расскажем о жизни наших соотечественников в Испании и Португалии — странах-соседках, где теплый климат и много уроженцев Украины. Одни приехали еще в конце 90-х, когда на родине не было работы, и сегодня они преодолевают ментальные барьеры, создают общественные организации, чтобы сохранять культуру и речь своей родины, учат детей украинскому языку и чтят православную веру. Свои истории "Сегодня" поведали Наталья Смага, Александр Выхованец, Марианна Москаленко и Роман Стельмах.

Испания: муж в декрете и медовик для соседей

Одесситу Александру Выхованцу было 28, когда он приехал в Валенсию. На родине его не удержала даже блестящая карьера топ-менеджера по маркетингу. К тому времени многие предприятия начали разваливаться, зарплату задерживали, поэтому наш герой увидел в эмиграции путь к дальнейшему росту.

Реклама

"После переезда самым сложным было забыть, что ты начальник и за тобой не приедет служебная машина, — рассказывает Александр. — Шел 2000-й год, и пришлось начинать все с нуля в новой стране: учить язык, привыкать к местным устоям, работать на куда более скромной позиции, чем в Одессе. Украинское комьюнити было не таким обширным, поэтому даже получить информацию было непросто. Поэтому пять лет я "врастал" в эту страну, работая в разных местах.

Мне очень нравится открытость и приветливость испанцев. Но в то же время здесь господствует бюрократия, а люди никуда не спешат, что непривычно для нас. Неудобен и режим работы официальных учреждений: только до обеда. Все вопросы надо решать в рабочее время.

Сложно и со стоматологией: обслуживания в государственном секторе можно ждать 2—3 года, а у частников цены просто космос! Так что зубы лечим в Украине.

Отдельная история — браки наших девушек с испанцами. Образ "заморского принца" — миф: местные мужчины просчитывают все расходы до мелочей и выйти за пределы сметы не позволяют. В итоге оказывается, что вместо материального благополучия украинки получают жесткий график расходов. Многие разводятся... Поэтому своим знакомым я советую хорошо подумать, прежде чем связывать жизнь с местными мужчинами.

В 2011 году я решил внести свою лепту в объединение украинцев в Испании: инициировал общественную организацию. Мы проводим культурные мероприятия, приглашаем украинских артистов. В Испании остро ощущается нехватка украинского языка, поэтому для детей созданы воскресные школы. На концерте Иво Бобула мне подарили вышиванку — ношу ее с огромной гордостью! Сейчас украинская община здесь довольно велика — испанцы очень хорошо относятся к нам, поддерживают, а власти Валенсии даже бесплатно выделяют помещение для мероприятий.

Те, кто приехал недавно, стараются открыть свой бизнес — кафе, рестораны, салоны красоты, цветочные магазины... Есть и сеть магазинов с украинскими продуктами. На украинских фестивалях наши хозяюшки готовят вареники, борщ, голубцы, селедку под шубой — словом, традиции национальной кухни не забыты".

Совсем недавно в Валенсии начали проходить служения украинской православной церкви, и в этом прямая заслуга нашего героя.

"Приехал священник, отец Александр, и уже начались богослужения, — говорит наш герой. — Здания церкви пока нет, собираемся в обычном помещении. Но прихожане очень рады таким переменам.

Однажды 90-летний испанец спросил меня: "Тебе нравится Испания?". "Конечно!" — ответил я. "А как ты можешь любить Испанию, если не любишь свою страну?.." Этот вопрос заставил меня задуматься о том, как важно сохранять свою принадлежность к нации, учиться любить себя и свое. Хотя Валенсия очень похожа на мою родную Одессу. Здесь тоже море. И порой мне кажется, что я дома…"

 

Одессит Александр Выхованец

Реклама

Марианна Москаленко переехала в Испанию в 2014 году.

"Переживала, что, пока буду учить язык, останусь без компании, — признается героиня. — Но, как оказалось, в Каталонии много украинцев. И все они, скучая по нашему радушию, собираются на пикники, устраивают вечеринки и гуляют так, что испанцы завидуют! Ты ощущаешь огромную поддержку и понимаешь, что не одна здесь — в этой хоть и прекрасной, но чужой стране.

Спустя какое-то время для меня стало открытием испанское равнодушие к моде и стильной одежде. Редко когда видела испанскую девушку на каблуках и в платье. В основном — кроссовки, джинсы, футболка. Так же спокойно они относятся и к бьюти-процедурам, не особо беспокоятся о красоте волос и ногтей. Зато наших девушек видно издалека: всегда яркие и ухоженные.

Как по мне, у испанцев достаточно однообразное питание, а особенно сладости. В магазинах в основном продается выпечка из слоеного теста. А так порой хочется насладиться любимым тортиком "Наполеон" или обычной булочкой с маком! Поэтому, приезжая в Украину, всегда балую себя нашими сладостями. Однажды я испекла торт-медовик и пригласила чету испанских соседей в гости. Им так понравилось, что на следующий день мужчина прислал жену за рецептом!

Как-то сильно удивила других соседей, когда пришла к ним одолжить пару яиц — в воскресенье все магазины закрыты, купить было негде. Надо было видеть их лица! Оказалось, здесь не принято "заходить за солью и спичками", как у нас. Испанские мужчины тоже другие: они кардинально отличаются от наших в способах завоевания женщин. Здесь не принято дарить цветы и подарки. Когда моя знакомая выписывалась из роддома, то муж даже не принес ей цветы. На свидании в ресторане каждый платит сам за себя, но это больше предпочтение женщины, нежели скупость мужчины. Зато в семьях разделения бытовых обязанностей нет: муж гладит, готовит, моет полы, сидит в декрете с ребенком. Это и есть различия в менталитете. Сложность интеграции как раз в том, чтобы принять чужие правила.

Когда прилетаю в Украину и слышу "Вас вітає аеропорт Бориспіль!", по телу идет приятное тепло. И я сразу чувствую себя чуть-чуть счастливей".

Марианна Москаленко в Испании. Учит каталонок печь медовик

Реклама

Лиссабон: в Киеве заработать 1000 евро проще

Киевлянин Роман Стельмах не считает себя эмигрантом в классическом понимании. Его отъезд в Португалию был не бегством от проблем, а поиском новых возможностей.

"Мы с женой живем в Лиссабоне с 2014 года, — рассказывает герой. — В Киеве у нас была высокооплачиваемая работа: у меня — в банковской сфере, у нее — в финансовой. Но после кризиса банковской системы 2014 года я понял, что возврат к прежнему формату будет долгим, и через 10—20 лет мой опыт никому не понадобится. И мы решили: надо в целом менять что-то в жизни, начинать с нуля.

После анализа обстановки остановились на Португалии по двум критериям: климат и сравнительная дешевизна жизнеобеспечения (по сравнению с той же Германией, например). Мы получили приглашение университета и долгосрочную визу для изучения португальского языка. У нас были сбережения на первое время: понимали, что едем надолго, и нам предстоит адаптация и поиск заработка.

Переезд дал нам многое: ценность времени, которое мы уже не тратим на непонятные тусовки. Но главное — мы осознали, что для успеха необходимо постоянно учиться. Каждый месяц я стараюсь посетить новое место, хотя в Украине мы хорошо зарабатывали, но не путешествовали. Я уверен, что это только начало — не факт, что останемся в Португалии. Сейчас мы ощущаем себя людьми мира и верим, что дальше будет еще интереснее!

О работе в Португалии ходит много мифов. Трудовые эмигранты работают физически там, где не нужно знание языка: стройка, ферма, уборка домов. С 2013 года появилась другая категория украинцев — образованных, знающих языки, айтишников. Таких людей немного, но они есть. Многие из тех, кто приехал в начале нулевых, выучили португальский, сделали карьеру: сейчас физическим трудом зарабатывают намного меньше наших сограждан, чем 10—15 лет назад.

Тогда на стройках работали и дипломированные инженеры, и медики, и экономисты, у которых не было другого выхода. Сегодня эти люди активно осваивают новые профессии, получают образование. Знаю женщину, которая начинала официанткой в ресторане, а потом окончила вуз и стала… профессором!

Многие открыли свои кафе, рестораны, салоны, строительные компании. Не скажу, что украинцы здесь держатся вместе. Я основал свою компанию, поэтому не поддерживаю контакты по национальному признаку. От моего круга общения зависит доход семьи, и для меня важно, может ли человек теоретически стать клиентом, партнером, добавить ценности в мою жизнь, чему-то научить.
Свой круг знакомств не ограничиваю Португалией — общаюсь на английском с людьми из разных стран, часто посещаю выставки, мероприятия. Условно говоря, у меня нет задачи "варить борщ на всю общину".

Хотя есть украинцы, которые собираются на праздники, соблюдают традиции, и это достойно уважения.

Такое понятие, как ностальгия, очень трансформировалось из-за технологий: сейчас мы ежедневно общаемся по скайпу с родителями жены в Мариуполе, а когда жили в Киеве, созванивались раз в месяц от силы. Не ощущаешь разрыва с родиной, поскольку можешь связаться в любой момент с кем угодно".

Роман — активный блогер. Он постоянно ведет прямые включения и активно помогает информацией и контактами тем, кто решил попробовать себя в другой стране. Но при этом предупреждает:

"Неправда, что здесь лучше, чем у нас. Прорваться на Западе намного сложнее, и важно сразу ставить цели. Сегодня в Украине заработать 1000 евро в месяц намного легче, чем в Португалии. Запомните и осознайте это!

Я не отговариваю никого, но в своих видео проясняю все нюансы. За 10 часов ежедневного тяжелого физического труда в Португалии вы получите в итоге меньше, чем в Украине. Потому что дорогое жилье и еда отнимут половину заработка, который составит не более 600 евро. Молодые специалисты в местных компаниях зарабатывают меньше, чем у нас. Минимальную зарплату в 557 евро получает четверть населения страны.

В Украине сейчас довольно силен предпринимательский дух. Очень сильная команда молодых айтишиков. Они путешествуют, читают на английском, смотрят на мир по-другому. Когда чиновники старой генерации уйдут, придут эти ребята. И у нас будет совсем другая страна!".

Роман с женой. Выучили язык и основали компанию в Лиссабоне

Порту: человек-фьюжн и свадьба с киевлянином

25-летняя Наталья Смага родом с Луганщины, а в Португалии живет с… десяти лет. Ее семья — эмигранты второй волны.

"Изначально в Порту в 2000-м году на заработки поехал мой отец, — рассказывает героиня. — У него попросту не было выхода — конец суровых 90-х, трое детей, безработица... Папа тяжело работал на стройках — под дождем и палящим солнцем. Через два года к нему переехала мама, а потом и я. Мы прошли все, что можно назвать суровой жизнью эмигрантов. Но для меня, десятилетней, с первых дней главным счастьем было то, что наконец-то мы жили снова вместе.

Португальцы — очень гостеприимный народ. С первых же дней я почувствовала себя дома: в пятницу прилетела, а в понедельник уже пошла в местную школу! Зная по-португальски только "добрый день" и "я не понимаю". Одноклассники окружили меня заботой, всячески опекали и помогали. За два месяца я выучила язык, а уже через полгода была лучшей ученицей — в том числе и по знанию грамматики португальского.

Помню, когда впервые попала в супермаркет, родители сказали: выбирай, что хочешь. И я пошла не к витринам с шоколадом, а к фруктам и мясу. Дома нам приходилось порой один куриный окорочок делить на всю семью, поэтому я так радовалась возможности вдоволь насладиться мясом! Многие фрукты пробовала впервые — кокос, ананас, маракуйю. Конечно, немного скучала первое время за подругами, мы старались каждый год ездить на родину, хотя это было дорого. А после событий 2014 года нам и вовсе стало некуда возвращаться…

В 9-м классе в Португалии подросток должен определиться, идет он на высшее образование или нет. С каждым на эту тему общается психолог, проводится тестирование. Я выбрала гуманитарное направление и поступила на исторический факультет университета, скоро его оканчиваю. Но с профессией определилась раньше: я с 18 лет работаю в отрасли виноделия. Мне повезло попасть в очень серьезную компанию и окончить Лондонскую школу по вину. Сейчас я не только член "Ассоциации португальских сомелье", но и винный эксперт: знаю технологический процесс производства напитка".

По признанию Натальи, со временем она ощутила, что уровень родного языка стал падать и тогда взахлеб начала читать Толстого и Достоевского.

"Многие из тех, кто эмигрировал в детстве, уже говорят с акцентом, — сокрушается героиня. — Сейчас мой круг общения позволяет общаться на двух языках в соотношении 50 на 50. Знание русского языка — это еще и возможность свободно вести переговоры с клиентами, что в нашем бизнесе немаловажно. Стараюсь помогать советом тем, кто только приехал — здесь много нюансов, в том числе юридических, которые нужно знать. В Португалии удивительная культура общения — люди живут, как на курорте, улыбаются на улицах. К тебе может подойти старичок и заговорить о жизни. Никто никуда не спешит, все очень размеренно. Многих приехавших это… злит: они по привычке пытаются конфликтовать, называют местных "тормозами" за их медлительность (улыбается). На самом же деле, это мы привыкли жить на бегу, не умея смаковать моменты…

С другой стороны — более гибкий и практичный ум украинцев, скорость принятия решений позволяют начать здесь любой бизнес. В отличие от первой и второй волны эмиграции, когда украинцы приезжали только на заработки, нынешние ищут возможность стать предпринимателями, для них важен климат и жизненный комфорт. Многие открыли заведения общепита, поскольку сейчас Португалия — модное туристическое направление. Рестораны в Порту открывают эмигранты со всего мира, они менее инертны.

Бывая на международных винных выставках, общаюсь с украинскими производителями. Некоторые, увы, живут представлениями о бизнесе десятилетней давности, но есть и грамотные люди, и достойные марки. В Украине — огромный потенциал для виноделия, нужны только опытные специалисты.

Я сейчас — и не португалка, и не украинка, я человек-фьюжн. Мой муж — украинец, приехал в Порту три года назад, мы познакомились, когда я помогала ему, как и многим другим. Он стоматолог, это востребованная профессия здесь. Надеюсь, в ближайшее время посетим его родной Киев — это было бы просто замечательно!"

Наталья. В Португалии вышла замуж за украинца