Украинцев в Газе никто не спасает

13 января 2009, 07:12
Семья родных погибшей в Палестине украинки Альбины рассказала "Сегодня", что ей и детям предлагали уехать на родину, а бывшая харьковчанка Алла – о том, как они выживают в эпицентре израильской войны.

Палестина. Жертвами операции "Литой свинец" стали уже 300 детей, от двухнедельного возраста до 13 лет. Фото AFP

Реклама

Трагическое известие о том, что на окраине Газы погибли 36-летняя украинка и ее полуторагодовалый ребенок, достигло поселка Затока Белгород-Днестровского района вечером 8 января. В семье смотрителя маяка об этом узнали из теленовостей. "Я сразу подумала, что говорят о нашей Алле, хотя ни фамилии, ни имени не называли", — рассказала нам племянница погибшей Вика Стахурская. "Сегодня" побывала в семье родного брата украинской жертвы израильской "зачистки" Альбины, которую дома называли сокращенно Аллочкой.

"Потом пришло сообщение от ее мужа Авни: "Альбины и Юсуфа больше нет. В нее бомбил танк вчера в 14.00", — рассказал нам брат Виктор Стахурский. Тела Альбины и ее маленького сына до сих пор под завалами. Вокруг идут бои...

Альбина родилась в Одессе. Здесь познакомилась с Авни, который учился в мединституте. Будущий доктор снимал квартиру у семьи Стахурских. Молодые люди поженились. В 1994-м в семье родился первенец — Рахим, а в 1996-м — дочурка Ясмин. Супруг стал убеждать Альбину переехать к нему на родину — его мать стала хуже себя чувствовать, ей нужно помогать. В 1997-м они уехали. В Газе построили двухэтажный дом, купили машину. "В доме нет мебели, крохотные окна, под ногами ползают скорпионы", — делилась расстроенная Альбина. В Одессе она работала мастером маникюра, в Палестине тоже обслуживала на дому жен-эмигранток. Муж устроился работать в госпиталь. Полтора года назад у них родился сын Юсуф.

Реклама

Последнее письмо из Газы Алла передала родным через знакомых в ноябре. Впервые она рассказала о том ужасе, в котором приходилось жить. Причем это было еще до начала операции "Литой свинец". "Желающих уехать много. Границы с Египтом не открывают. Через Израиль — только больным. Перемирие на шесть месяцев — затишье. А что потом? С одной стороны колючей проволоки камни и самодельные ракеты, с другой стороны — самолеты военные, вертолеты, самолеты-разведчики с моря и с воздуха..." В городе стали отключать воду и свет... "Она просит у нас прощения, как будто знает, что это письмо будет последним...", — говорит жена Виктора Татьяна. Авни сказал семье жены, что им предлагали вернуться в Украину, но они отказались. "Как он теперь спать будет? — говорит Татьяна. — Если с ним что-то случится, мы даже ничего о детях не сможем узнать".

За несколько дней до своей гибели Алла писала знакомым через интернет, что уже 8 дней им приходится прятаться в подвале. Просила посмотреть в новостях, что происходит в Газе. На православное Рождество семья поднялась в дом. Эти сутки стали для них роковыми...

Врачи из больницы, где находятся двое выживших детей Альбины, рассказали, что 12-летняя дочь ни на что не реагирует — находится в состоянии глубочайшего шока, из которого врачи не могут ее вывести. В этой же больнице лежит ее муж Авни. По одним данным, у него серьезное ранения ног и решается вопрос об их ампутации, по другим — он получил ранение в голову.

Реклама

"18 СУТОК НИКТО НЕ СПИТ, У МОИХ ДЕТЕЙ ИСТЕРИКА". Вчера армия Израиля, задействовав резервистов, начала наземную часть операции "Литой свинец" в секторе Газа (Палестинская автономия), которая призвана прекратить контрабанду оружия движением ХАМАС через границу с Египтом. Радикальное палестинское движение сопротивлялось, однако уже к обеду понедельника израильские танки заняли позиции в жилых кварталах Газы, где остаются и неэвакуированные граждане Украины. С одной из них — матерью троих детей Натальей, родившейся в Харькове, нам удалось связаться по телефону. Она дважды пыталась присоединиться к каравану с другими украинцами и россиянами, но не успела.

"Точной даты, когда нас вывезут отсюда, никто не говорит. Украинское посольство молчит. У нас вообще создается впечатление, что наши дипломаты ничего не делают. Активно работают россияне, а с американцев и канадцев их дипломаты вообще пылинки сдували — им организовали транспорт, чтобы безопасно вывезти прямо из дома! — заявила "Сегодня" Наталья, надеющаяся, что ее вывезут хотя бы с третьей группой. — Наших уехала только половина, поскольку остальные просто не смогли добраться до места сбора, где нужно было быть к 8.00 утра.

Мы тут никому не нужны, нас никто не спасает! Последние 18 дней мы живем в постоянном страхе, никто не спит, у моих детей истерика. Никто не знает, что будет дальше. Здесь настоящая мясорубка, бомбежки не прекращаются, а бомбоубежищ нет. Каждый сидит у себя дома и думает, авось пронесет. Мои дети носят при себе документы. Пять дней наш дом вообще ходил ходуном, так близко бомбили. Думала, вот-вот он завалится. Все стекла повылетали. Мы их заклеили клеенкой, чтобы было не так холодно, ведь ночью температура не больше +15 С. 11 дней не было света, неделю — сотовой связи, т.к. радиотелефонную станцию разбомбили полностью. Нет питьевой воды. Воду набираем где только можно — у соседей, на улице из резервуаров. Из продуктов остался только сухой паек.

В теленовостях израильтяне говорят, что организовали непрерывную поставку гуманитарной помощи, но мы ее не видим. Во-первых, не все грузы доходят — четверых водителей, которые везли продукты, убили, а во-вторых, постоянно меняется комендантский час и не все могут добраться до пунктов раздачи помощи. У половины жителей Газы нет денег — банки закрыты. Страшно... Каждый выживает, как может".

По данным МИД Украины, около сотни украинцев хотят эвакуироваться из сектора Газа, и наши дипломаты работают над этим. По словам консула Украины в Иордании, через которую вывозят наших из опасного региона, Дмитрия Побле, украинские дипломаты поддерживают связь с израильскими военными, чтобы хоть как-то обезопасить наших в Газе. Он не смог сказать, когда будут отправлять на родину третью группу: "Там очень сложная ситуация — начались уличные бои".

По словам Натальи, вчера израильские войска поделили город Газа на три части и начали зачистки: "Сегодня ночью без предупреждения в город зашли танки, бронетехника, но продолжаются взрывы бомб. Солдаты роются в мусоре, обыскивают всех — никто, даже мы, женщины и дети, не вызываем у них доверия".