Украинцы строят АЭС в иранском Бушере под надзором ФСБ

22 марта 2012, 07:30
Тысяча сто наших специалистов (вместе с женами и детьми) живут и работают в Персии уже более 10 лет.

Атомный долгострой в Бушере. Фото: С. Николаев

О том, что российские компании помогают Ирану достраивать атомную электростанцию в городе Бушер неподалеку от границы с Арменией, известно всем. Но мало кто знает — непосредственно работы на АЭС выполняют в основном украинцы.

Напомним, АЭС в Бушере начинали строить еще в 70-е годы во время правления шаха Ирана Реза Пехлеви. Бывший монарх Персии сотрудничал с США и ему удалось убедить американцев передать Тегерану первый опытный реактор. Но в 1979 году в Иране произошла Исламская революция. Шах был смещен и работы по строительству станции прервались. Возобновить их удалось только в 1995 году при содействии россиян. Они же пригласили сотрудничать по контракту специалистов-атомщиков из Украины и Армении.

Реклама

— Я провела в Иране год, — вспоминает инженер Нина Авраменко из Днепропетровска. — Там уже несколько лет работал мой муж. А когда освободилось место техника по документации, вызвали меня. Вместе коллегами мы поехали в Москву, а оттуда спецрейсом через Тегеран в Бушер...

Живут атомщики в городке неподалеку от АЭС. Семейным парам там выделяют меблированные коттеджи. А одиноким — место в общежитии. За порядком здесь наблюдают россияне.

— По слухам, это офицеры ФСБ, — говорит рабочий Николай Абросенков из Хмельницкой области.

Реклама

О том, чтобы персонал чувствовал себя комфортно, иранцы позаботились заблаговременно. В поселке есть столовая, где работают повара из СНГ. А также сауна, спортивная площадка, кафе, магазин и школа. Но жизнь на чужбине — все равно "не сахар". В Бушере (расположен на берегу Персидского залива) тяжелый климат. Летом — 50 градусов жары и высокая влажность, зимой — сильные ветры. Да и законы Шариата надо соблюдать.

— Женщинам без платков разрешают ходить только в поселке, — рассказывает Нина Авраменко. — И только с 17 до 23 часов вечера.

— И алкоголь запрещают, — вздыхает Николай Абросенков. — Но наши покупают в аптеке спирт и разбавляют соком…

Реклама

Впрочем, наши граждане к трудностям привыкли.

— Главное, зарплата хорошая, — отмечает Нина Авраменко. — Средний технический персонал получает от $1500.

— А где в Украине я, рабочий, смогу заработать в месяц $1000? — вторит ей Абросенков.

О том, что Израиль, страны ЕС и США обвинили Иран в разработке атомного оружия и настаивают на том, чтобы персы срочно прекратили все исследования в этой сфере, украинцам из Бушера, конечно, известно. Как и о том, что выполнять требования Запада власти Ирана пока не собираются. При этом наши специалисты считают, что оснований подозревать персов в разработке военного атома нет.

— Сколько уже комиссий МАГАТЭ было, — говорит Авраменко. — И никто ничего не нашел!

Наши соотечественники рассказали: по слухам, Иранское агентство атомной энергии наводнено специалистами из РФ. Россияне якобы работают на военных базах в окрестностях столицы, где проводятся исследования в ядерной сфере. Означает ли это, что русские помогают персам создать ядерную бомбу? Естественно, госчиновники в Иране и РФ эту версию категорически отрицают: "Не верьте сплетням!" А неофициально говорят: "О бомбе мы ничего не знаем. Но если Запад нападет на Иран, то Россия, скорее всего, будет на стороне персов".