Украинцы в Бразилии научили местных кушать гречку и продают писанки по 30 долларов

6 мая 2008, 07:38
Наши земляки занимаются сельским хозяйством, выпускают свои газеты и держат радиостанции

Бразильская глубинка. Многие села сохранили настоящий украинский колорит; фото Д.Яцюка

Официально считается, что украинцы начали эмигрировать в Бразилию в 1895 году. Однако вполне возможно, что самые первые переселенцы попали сюда на 10—15 лет раньше. Виною такой неразберихи — слабая национальная самоидентификация этих эмигрантов. Выходцы из Австро-Венгерской Империи, почти что персонажи рассказов Ивана Франко, они зачастую не знали, как себя называть: русиниами, рутенами, поляками или австрийцами.

Реклама

Кому-то из приближенных бразильского императора Педру ІІ пришла в голову идея того, как можно сравнительно дешево развивать необъятную страну. Было решено приглашать выходцев из Австро-Венгрии, в первую очередь украинцев и поляков. И тогда в Галичину полетели тысячи вербовочных писем, на украинском языке (подписанных, якобы, лично Императором Педру ІІ), с приглашением переехать на постоянное место жительства в Бразилию. Бедные люди, безземельные или малоземельные хлеборобы, выходцы из сегодняшней Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской областей Украины, они верили таким обещаниям, искренне считая, что "Император не может обмануть". Первых поселенцев заманили в Бразилию посулами "райской жизни", в стране, где текут "молочные реки", золотые слитки "валяются под каждой пальмой", а всю тяжёлую работу делают "ручные обезьяны". Естественно, что реальность была совершенно другой.

Долгая и тяжелая дорога (у Ивана Франко есть целый цикл стихов, посвященных украинским переселенцам в Бразилию), тропические болезни, отсутствие денег, а самое главное факт того, что Бразилия упразднила монархию и стала республикой, сделали украинцев незваными гостями в чужой и часто непонятной стране. Комический случай, в 1895 году в город — порт Паранaгуа (штат Парана), одновременно прибыли пять тысяч украинцев. Мужчины в кожухах, в смушковых шапках, женщины в платках и юбках (женское пальто), казались бразильцам выходцами из другого, сказочного мира. Потому на всякий случай власти решили окрестить новоприбывших, а то вдруг те окажутся дикарями.

Реклама

ЕЛИ СЕМЕЧКИ. Без начального капитала, без знания языка и природы нового края украинским переселенцам пришлось невероятно трудно. Очень сильно помогли местные добрые люди, рассказавшие украинцам о том, что семечки бразильских шишек можно употреблять в пищу (в Бразилии шишка может достичь размера небольшой тыквы), многих они спасли от голодной смерти. Однако вскоре трудолюбие, упертость и желание выжить, помогли украинцам улучшить свое благосостояние. Они брали в пользование девственные земли, распахивали их, сажали пшеницу, гречку (кстати, именно украинцы первыми принесли культуру гречки в Бразилию, до того местные жители ее никогда не ели). Валили вековые деревья и строили дома. Часто случалось так, что пока мужчина работал или отдыхал, женщина охраняла его сон с серпом в руках. Потом они менялись местами. Украинцы боялись не злых людей, таких в их местах почти не было, а диких животных: ягуара — онсу, питонов или кобр. Вакцин тогда не существовало, укус змеи часто означал верную смерть. С другой стороны украинский сказочный "змий", с которым боролся, например, Котигорошко, обретал в Бразилии вполне реальные очертания анаконды или удава.

БРАЗИЛЬЦЫ БЕРЕГУТ УКРАИНСКИЕ ЦЕРКВИ ОТ... УКРАИНЦЕВ. В штате Парана сегодня существует около 50 украинских колоний, в основном они носят бразильские названия, кроме Новой Галичины, основанной еще в 1897 году. Большинство украинцев — греко-католики, они построили в своем штате более 35 церквей. До последнего времени часто случалось так, что когда община хотела построить в своем селе новую, более просторную церковь, то старую просто разбирали, даже продавали на дрова. Сегодня бразильское государство заносит украинские деревянные церкви в Реестр Общественного Достояния, чем защищает их от украинской прагматичности.

Реклама

"Сегодня" уже писала о Марии Берушко, учительнице, которая ценой своей жизни спасла при пожаре учеников и может стать первой православной святой Латинской Америки. Однако греко-католики тоже имеют свою кандидатуру в святые, это сестра Анатолия Текля-Боднар, принадлежавшая к монашескому ордену Непорочной Девы Марии. Сестра Анатолия похоронена на украинском кладбище города Прудентoполис (украинцы произносят, как "Прудентопиль"), известного тем, что около 78% жителей этого пятидесятитысячного городка — этнические украинцы. Сегодня ее могила стала местом паломничества украинцев и не только их. Молитва сестре Анатолии помогает от женского бесплодия, она также покровительствует бездомным и зависимым от алкоголя или наркотиков людям. Официально зарегистрирован интересный случай, когда полицейский украинского происхождения в жестокой перестрелке с бандитами, попросил защиты у сестры Анатолии. Его бразильский напарник погиб, а украинец выжил.

В 60-е годы ХХ века, в Куритибе была открыта площадь "Украина", на которой установлен памятник Тарасу Шевчено.

В городе Прудентoполис недавно открыт музей украинской эмиграции "Тисячоліття". В фондах самого музея собрана вся история украинской эмиграции в Бразилию. От тех самых писем – приглашений подписанных "самим" Императором и мукомольных станков ХІХ века, до современных украинских гривен и фотографий Киева или Львова.

С момента основания музея и до сих пор, его бессменный директор и неофициально "посол Украины в Прудентoполисе" – это пани Мирослава Крева. Кроме украинского музея, украинской церкви и множества общественных дел, пани Мирослава ещё руководит кооперативом женщин-вышивальниц. Он был создан при музее с тем, чтобы с одной стороны способствовать распространению украинской культуры и традиций, а с другой, чтобы дать возможность зарабатывать деньги женщинам, которым скучно в старости сидеть без дела.

Вообще украинские изделия народных промыслов очень ценятся в Бразилии, вишитая наволочка на маленькую подушку может стоить 45 реалов (25 USD), писанка (бразильские украинцы говорят "песанка"), в зависимости от размера от 30 до 50 реалов (17—28 USD).

НАШИ ЗЕМЛЯКИ СТРОЯТ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ И ГОВОРЯТ НА ЯЗЫКЕ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА. Марьяну Мащула – крепкий украинский бизнесмен, владеет несколькими магазинами торгующими украинскими сувенирами, городской радиостанцией FM Copas Verdes и украинским радио "Забава". Радио транслирует украинскую литургию, а также украинскую музыку в стиле фолк и поп, т.к. основная масся слушателей – люди старшего поколения, с трудом воспринимающие более "продвинутых" украинских исполнителей. А молодые украинцы слушают "фанк" — музыку наркотрафикантов, родившуюся в фавелах Рио де Жанейро. Сын Марьяну, Андрий Мащула не только DJ радио "Забава", но и переводчик, в прошлом году он ездил в Украину в составе делегации местной футбольной команды ФК "Парана".

Большинство украинцев Параны — традиционалисты и консерваторы. Люди читают две газеты, одна из них — "Праця", имеет церковное направление, другая, "Хлібороб" — светское. Обе газеты двуязычны, выходят на украинском и на португальском языках.

Очень мало кто из украинской общины Бразилии бывал в Украине, в основном из-за недостатка денег. Большинство украинцев не очень богаты — пенсии и зарплаты в Бразилии не такие уж и высокие (минимальная зарплата 412,40 реалов или 164,88 евро), наши земляки живут за счет работы в сельском хозяйстве. Они выращивают арбузы, табак, кукурузу, держат коров и свиней, которых называют "пачук", хотя знают слово "швиня".

ЯЗЫК ПРЕДКОВ. Вообще, Бразилия – это замечательный полигон для изучения развития украинского языка, в первую очередь его галицкого варианта. В некотором роде, украинцы Бразилии говорят так (особенно в Паране), как говорили в Галичине 100 лет назад, хотя конечно же местный украинский разговорный язык находится под сильным давлением и влиянием языка португальского. Украинские дети, особенно те, кому 15 лет и меньше, часто уже не говорят по-украински, даже если и растут в очень консервативных семьях. Колоссальную роль по сохранению в Бразилии украинского языка сыграла церковь, как католическая, так и православная. Для сравнения, в Аргентине не почти не было украинских священников и по-украински говорит мало людей.

Обычные бразильцы видят в украинцах в первую очередь хлеборобов, однако в последние годы этот имидж не соответствует действительности. Украинцы владеют туристическими бюро (самые известные – "Верховена" и "Днипро Голд"), деревообрабатывающими предприятиями ("Одесса"), работают медиками и адвокатами. В Паране, например, существует целая сеть супермаркетов под названием "Ивашко", хотя гуляя улицами города можно встретить какую-нибудь скромную фирму, типа "Стекольная мастерская Коваленко".

В СТРАНЕ КАРНАВАЛОВ НАШИХ ПОЧТИ ПОЛМИЛЛИОНА. Сегодня в Бразилии проживает более 400 000 украинцев и их потомков, около 80% наших земляков живет в штате Парана, 70% до сих пор заняты в сельском хозяйстве. Кроме того, украинские общины есть в штате Санта Катарина (к югу от Параны) и в городе Сан Паулу и его окрестностях. В столице Параны — городе Куритиба, проживает около 60 000 украинцев, в соседних ему городах-спутниках до 200 000, остальные живут на хуторах (сами украинцы называют их "селами", а португалоговорящие бразильцы – "колониями").

Украинцы до сих пор вступают в браки в основном среди своих. Хотя в первую очередь смотрят на самого человека, работящий ли он, каков он в общении. Поэтому можно встретить браки между украинцами и итальянцами, украинцами и бразильцами. С кем украинцы до сих пор имеют "прохладные" отношения, так это с поляками, те все еще оплакивают "потерю" Lwowa и никак не возьмут в толк отчего эти "малополяки" хотят быть украинцами. Сами украинцы частично в шутку, частично всерьез называют всех чужаков "чoрни", а своих "наші люде". Например, я всегда был "наші люде", т.к. уважаю и люблю украинские традиции, с удовольствие ем вареники (в Бразилии их делают с творогом и картошкой, но называют на польский манер "перoге"), а также голубцы (их называют "шарутос", что значит сигары).