Украинцы в США: "Це вже не American Dream"

27 сентября 2010, 06:10
Наши в Нью-Йорке: тарелка борща — за $4 и улочка Шевченко на Манхэттене

СМОТРИТЕ ФОТО

Если вы увидите в Нью-Йорке улицу Тараса Шевченко, "Карпаты паб" или ресторан "Веселка", где вам предложат тарелку борща за $3,50—$4,75 (28—38 грн.) и порцию вареников за $6,75—$10,5 (54—84 грн.) — не удивляйтесь. На пересечении 2 авеню и 7 улицы на востоке Манхэттена находится украинский квартал. Сразу после войны он занимал 14 улиц и 8 авеню и был полностью населен выходцами из Украины — они оказались здесь после Второй мировой. Теперь наших сограждан здесь очень мало — украинцы перебираются в Бруклин и Квинс (на Манхэттене жизнь дорогая). Но остатки украинского быта сохранились: в квартале расположена школа Святого Юра (там есть уроки украинской литературы и языка, но другие предметы преподают на английском), магазин украинских сувениров "Сурма" (музыкальный инструмент. — Авт.), банк "Самопоміч", мясной магазин, который тут основали лемки. "Недавно к нам приезжала Руслана, она выступала в летнем лагере для украинцев, в центре "Союзовка" — это в 3—4 часах езды от Нью-Йорка", — рассказывает уроженец Львовщины Мыкола. Он переехал в США 6 лет назад: до этого работал продавцом в Ужгороде, выиграл грин-карту и теперь работает менеджером по кухне в ресторане "Веселка".

Реклама

РЕСТОРАН. "Веселка" — один из самых старых ресторанов квартала. Его основали 56 лет назад Владимир и Ольга Дармохвалы. Поначалу это была небольшая кондитерская (или как гласит табличка в ресторане, — цукерня) в Пластовом доме (нечто вроде Дома пионеров). Теперь это собственность бывшего зятя Дармохвалов Тома Бирчарда. Менеджером трудится его сын — Джейсон Бирчард.

Цены здесь — не самые низкие, как для США. В меню есть мясной и постный борщ, голубцы за $13,95 (111 грн.), домашняя колбаса по $14,75 (118 грн.), тефтели ($14,25 или 114 грн.), деруны — $3,5—9,25 (28—74 грн.). Аж 8 видов вареников: в меню они значатся как "hand-made pirogy" (сделанные вручную пироги). "99% наших посетителей — американцы. Официанты у нас тоже из США. Только на кухне работают люди из Украины, да еще несколько наших ребят посуду моют — всего 12—15 человек", — рассказывает Мыкола. Он зарабатывает около $1000 в неделю. По здешним меркам, это мало: только аренда жилья в Нью-Йорке — $2,5—4 тыс. (это жилье можно сравнить с нашей двухкомнатной квартирой), огромные деньги идут на коммунальные услуги и медстраховку. "Но в Америке обычно поднимают зарплату каждый год", — говорит Мыкола.

ИЗ ПЛЕНА. "В украинском квартале живут старенькие украинцы, которые перебрались в США 50—60 лет назад. Их дети выучились, разбогатели и уехали отсюда", — говорит Мыкола. Том Липовый перебрался в США в середине 50-х. Говорит он со мной по-украински, но время от времени восклицает "оу, е!" или "вел, беби". "По-украински я Тихон. Я военнопленный: в 1944-м через три с половиной месяца после призыва попал в плен к немцам в районе Прута", — говорит 90-летний старик. Из плена сбежал, прятался в Молдавии, Германии. В Нью-Йорк Тихон перебрался из страха: боялся, что СССР решится на мировую революцию, и тем, кто сбежал в годы ВОВ из Украины, придется худо. "В то время нас тут было много. В Нью-Йорке жило 150 тысяч украинцев. У нас были свои школы, газеты, даже Академия наук до сих пор есть — на 109-й улице. Если бы мы до сих пор так жили, то у нас бы было все свое — полиция, представители в Конгрессе. Но в конце 50-х наши стали разъезжаться, и теперь мы ничего не стоим". Старик считает, что в середине века жизнь в США была лучше. "Вот тогда была жизнь — настоящая american dream (американская мечта). Я тратил в ресторане $2,5, а зарплата у меня была $600 в месяц. Я работал печатником. А теперь у меня пенсия $1150, а в ресторане я плачу аж $20".

Реклама

$100 ДЛЯ ЮЩЕНКО. Тихон живет новостями с родины. "Когда в 1991 году Украина стала независимой, я всю ночь плакал от счастья. У меня дома висит большой портрет Шевченко. Я подошел к нему и говорю: "Наконец-то мы с вами, Тарас Григорьевич, дождались". О нынешней власти в Украине он невысокого мнения. "Янукович-то снял со своего сайта раздел про голодомор, то снова возобновил, — с досадой говорит Тихон. — Ющенко мне нравился, я даже перечислил на его кампанию $100. Но он меня разочаровал. Такой бездеятельный. Уж не знаю, кого я хочу видеть президентом Украины — по-моему, там уже никого достойного не осталось".

СВОЙ ВЗГЛЯД: НЕТОЛСТАЯ ОТЗЫВЧИВАЯ АМЕРИКА

Мы привыкли считать американцев недалекими эгоистами, повально страдающими ожирением. За четыре дня в Нью-Йорке мое представление о них изменилось. Я не проверяла IQ местных жителей, но могу сказать, что люди они отзывчивые. Если спрашиваешь, как пройти, — не просто объяснят дорогу, но еще и проведут. А когда я искала в Нью-Йорке украинский квартал, двое американцев даже принялись звонить своим друзьям, выходцам из Украины, чтобы уточнить у них, как мне лучше пройти. Слухи об их габаритах тоже преувеличены. На Бродвее на каждом шагу встречаются стройные, ухоженные, стильно одетые люди. У меня даже мелькнула мысль, что каждого из них можно снимать в рекламе. Да и еда у них не такая уж резиновая: все, что мы покупали, было вполне съедобно. Хотя кофе там действительно скверный.

Реклама

Зато абсолютно правдиво утверждение, что Нью-Йорк — город контрастов. Там прямо в центре ночью можно увидеть бомжей — они либо спят, либо доедают то, что днем не доели их более состоятельные сограждане. Причем бомж вполне может спать неподалеку от шикарного лимузина, который припарковался возле не менее шикарного отеля.

К тому же у американцев ничуть не меньше поводов возмущаться кортежем своего президента, чем у украинцев. Обаму сопровождают 10 машин с мигалками. Кортеж замыкает скорая помощь. В некоторых авто полностью открыты окна и оттуда видны охранники с винтовками. "Иногда кортеж сопровождают два вертолета. Но Буш ездил круче: в тех местах, где он должен был выходить из машины, обязательно лежали снайперы", — рассказали нам в дипкругах.

В целом же город сильно "давит": очень высокие здания нависают над очень узкими улицами — и это создает ощущение какого-то замкнутого пространства. Кстати, в Нью-Йорке люди постоянно наступают друг другу на ноги — просто там очень узкие тротуары.

Читайте также "В Украине и Гондурасе можно жить хорошо"