Украинцы в Исландии: От пепла выедает горло, а днем темно, как ночью

24 мая 2011, 07:02
Наши в Исландии рассказали, что могут выходить на улицу только в респираторе, а пепел накрыл Рейкьявик за сутки.

На побережье Исландии пепел выпал слоем в несколько сантиметров. Фото AFP

Небольшая Исландия вновь пугает всю Европу пепельным кошмаром. Прошлогодний возмутитель спокойствия вулкан Эйяфьятлайокудль, из-за которого несколько недель было блокировано воздушное пространство ЕС, ведет себя тихо. Но проснулся его собрат по леднику Ватнайокулль — вулкан Гримсвотн, хотя еще в 2010 году все ожидали, что после извержения Эйяфьятлайокудля проснется самый грозный вулкан Исландии — Катла.

Гримсвотн "спал" с 2004 года, а в субботу начал выбрасывать пепел на высоту 20 км. По данным геофизиков, это крупнейшее извержение Гримсвотна за последние 100 лет, и оно сильнее прошлогоднего. Вчера сила извержения снизилась (пепел выбрасывало на 10—11 км), но поднявшееся облако двигалось к северу Норвегии. По прогнозам, если погодные условия не изменятся, а Гримсвотн продолжил бушевать, то пепельное облако может распространиться над Великобританией и достичь Северной Европы, затронув запад Франции и север Испании.

Реклама

ДЕНЬ СТАЛ НОЧЬЮ. "В отличие от прошлого года, когда пепел достиг Рейкьявика через три дня после извержения, это облако накрыло столицу за сутки — буквально на наших глазах. Здесь начались белые ночи, а сейчас днем, как ночью — темно. Сегодня мы вовсю глотаем пыль, дышать тяжело, начал кашлять. Пыль на зубах и засыпает глаза. Ночью открыли окно, мгновенно подоконник покрылся черной пылью. Она не оттирается! А ведь эта пыль накрыла все, что было на улице, включая машины, велосипеды", — рассказал "Сегодня" украинец, который сейчас проживает в Исландии Константин Строгинов. Его жена Ольга добавила: "Пыли очень много. Она черная и липкая, очень тяжелая. Горло выедает на улице. Облако расползалось вчера очень стремительно, хотя я бы не сказала, что дул сильный ветер". По их словам, и на побережье пепла выпало значительно больше, чем в прошлом году, мол, там вообще все черное. Нельзя выходить на улицу без защитного костюма, очков и респиратора. "Наверняка погибнет много животных, поскольку в прошлый раз был падеж скота в районах, где выпала вулканическая пыль", — говорит Константин.

Фото AFP

Реклама

Прошлогоднее извержение Эйяфьятлайокудля украинцы в Исландии восприняли как приключение: они ездили на побережье, смотрели на грозный вулкан, на сувениры собирали застывшую лаву. Но повторение природного катаклизма ровно через год вызвало уже тревогу. "Какое-то гнетущее настроение появилось, — продолжает Константин. — За первым вулканом все наблюдали, всем было прикольно, а сейчас и мы, и исландцы как-то с опаской на это смотрим. Рейсы в Рейкьявик все отменены и никто не знает, как надолго. Сейчас начинаются отпуска, и большинство украинцев собирались на днях лететь домой. Моя мама улетела в субботу в 8.00, а через три часа воздушное пространство было закрыто".

Пока есть надежда, что надолго рейсы отменять не будут, поскольку, по словам ученых, Эйяфьятлайокудль выбрасывал мелкие частицы, которые надолго оставались в воздухе, а у Гримсвотна пепел более грубый и не опасен для двигателей, так как быстро оседает вниз.

БРИТАНИЯ ГОТОВА ПРЕКРАТИТЬ ЛЕТАТЬ

Реклама

Вчера пока только Гренландия и Норвегия частично закрыли свое воздушное пространство. Украинские авиаперевозчики без сбоев отправляли свои самолеты. В Исландию у нас прямых рейсов нет, а в Норвегию начнутся только 19 июня. "Пока ни один рейс в Норвегию не отменен", — заявили нам представители компании, которая и будет летать в Осло. Все авиакомпании будут ориентироваться на рекомендации Европейской организации безопасности аэронавигации (Евроконтроль), которая в прошлом году запрещала полеты из-за Эйяфьятлайокудля, и в результате только наш аэропорт "Борисполь" потерял 4,5 млн гривен. Вчера еще не было ясно, будет ли Евроконтроль запрещать полеты, в случае если пепел достигнет континентальной Европы. Великобритания, где пепел ожидался сегодня ночью, и Франция не исключали закрытия своего воздушного пространства. Кстати, в прошлом году остановка авиасообщения закончилась дискуссиями: а нужно ли было все запрещать, поскольку нет достоверных данных, что частички пепла могут повредить двигатели самолетов