Украинцы в Ливии пытались бежать из тюрьмы

21 октября 2011, 07:08
"Сегодня" поговорила в Триполи с нашими пленниками и с женой одного из них. Они рассказали, что делали в Джамахирии и как попытались сбежать, не выдержав издевательств боевиков.

Побывав в Триполи, корреспонденты "Сегодня" узнали, каким образом двадцать шесть украинцев оказались в плену у революционной власти Ливии. А также встретились с супругой одного из задержанных — Еленой, и поговорили с самими "сидельцами". Впрочем, обо всем по порядку.

Читайте также Ливия без Каддафи: власти нет, с оружием ходят даже дети

Реклама

"МОЕГО МУЖА ПРИГЛАСИЛ НА РАБОТУ ШАДРОВ"

— Когда в Ливии началась революция, мой муж Александр работал в российской компании "Татнефть", — рассказывает супруга одного из задержанных украинцев Елена. — В самом начале военного конфликта россияне решили эвакуировать весь свой персонал и предлагали Саше уехать вместе с ними. Но он решил остаться в Триполи из-за меня. Я уже много лет работаю в одном из госпиталей столицы медсестрой и не успела до начала войны забрать из банка свои деньги.


Дача. Шадров любил проводить свободное время в этом коттедже на берегу моря в пригороде Триполи. Фото: С. Николаев

Реклама

Поскольку в те дни о войне в столице Ливии напоминали лишь бомбежки (таким образом поддерживающие оппозицию воздушные силы НАТО уничтожали стратегические объекты), большинство украинцев, которые находились в Триполи на заработках (в том числе и медики), тоже не собирались домой. Все они были уверены: им ничего не угрожает. А Саша и Лена не были исключением.

— Рабочая виза моего мужа закончилась в момент отъезда "Татнефти", — вспоминает Елена. — Несколько месяцев Саша сидел без работы. А потом ему позвонил некто Александр Шадров и предложил работу. Конечно, зарплата на новом месте была ниже, чем в "Татнефти" (там муж получал больше $3 тысяч, а здесь ему обещали $1 тысячу). Но выбора не было, и он согласился.

С Александром Шадровым супруги были знакомы давно. Во-первых, они являлись соседями по даче в Тажуре (пригород Триполи на берегу моря). Во-вторых, все находящиеся в Ливии бывшие граждане Советского Союза, так или иначе, друг с другом общались. Иначе на чужбине им было бы гораздо тяжелее.

Реклама

— Шадров родился и вырос в Одессе, но является гражданином РФ, — говорят наши медики. — При СССР служил в армии и, как говорят, не теряет связей со своими сослуживцами до сих пор. А больше десяти лет тому назад перебрался в Джамахирию. Где, по слухам, зарабатывал рекрутингом специалистов из стран СНГ в различных сферах.

В то же время, после ареста сам Александр Шадров говорил, что работал в Ливии исключительно в нефтяных компаниях. А посреднической деятельностью по трудоустройству бывших российских, белорусских и украинских военных в Джамахирию никогда не занимался. Хотя действительно является бывшим военнослужащим.

НАШИ "ВОЕНСПЕЦЫ" МОГУТ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ЛЮБУЮ ТЕХНИКУ

Впрочем, компания, в которой предстояло работать мужу Елены, была нефтяной, а не военной. Во время революции большинство скважин остались на подконтрольной повстанцам территории в районе города Бенгази, и бензин стал в Триполи настоящим дефицитом (из-за его отсутствия ливийцы даже разрушали заправочные станции!). Поэтому хозяева фирмы решили воспользоваться ситуацией, разработать несколько "бедных" скважин в районе города Завии и заработать на поставках топлива в столицу.


Спецы. Военные инженеры из стран СНГ известны тем, что могут отремонтировать любую технику. Фото: С. Николаев

Но прежде им было необходимо подготовить все необходимое для добычи нефти и отремонтировать старую технику. Для чего они и решили пригласить на работу экс-военных техников и инженеров из стран СНГ, которые известны своим высоким уровнем профессионализма. Проще говоря, могут восстановить все что угодно.

— Подбор кадров шел по двум направлениям, — рассказывает один из задержанных в Триполи — экс-военный инженер из Севастополя Александр. — С одной стороны, этим занималась московская рекрутинговая компания. А другой, сам Александр Шадров. Он, в основном, приглашал людей, которых знал сам или знали его знакомые. В частности тех, кто уже находился в Ливии (например, как муж Елены — Саша). А также проживающих в Украине и Беларуси. Меня, например, "сосватал" на заработки сосед по дому. Ему позвонил Шадров и сказал, что ищет людей. Ну, я и согласился.

— Мой муж тоже подполковник в отставке, — говорит Лена. — Во времена СССР он служил в ракетных войсках на Севере. Но после развала Советского Союза ушел из армии и работал в Ливии только в нефтяных компаниях. Кстати, сюда, в отличие от многих других, мы с супругом приехали сами. Шадров нам не помогал.

Примечательно также, что, по слухам, новоиспеченная фирма являлась российско-ливийской. Пост гендиректора в ней занимал гражданин России, проживающий в Москве. А непосредственным управлением в Ливии занимался местный житель по имени Насреддин. Но официальных подтверждений этому, опять же, пока нет. А в РФ данный факт категорически отрицают.

Впрочем, есть версия, что некоторые из наших пленников на самом деле работали не с нефтью, а занимались ремонтом военной техники на базах Каддафи. Но в боевых действиях на чьей-либо стороне они точно не принимали никакого участия.

В ЛИВИЮ ЗАРОБИТЧАН ПРИВЕЗЛИ "ЗАЙЦАМИ"

В конце июня кадровый состав компании был полностью укомплектован и состоял из граждан Украины и Беларуси. Но в связи с революционной ситуацией в стране, посольства Ливии за рубежом прекратили выдачу рабочих виз. И руководство фирмы решило провезти людей через границу "зайцами".

— 21-го июня мы прилетели из Киева в Джербу (Тунис), — вспоминает Александр из Севастополя. — А уже оттуда нас на машине довезли до погранперехода Тунис—Ливия. Контрольно-пропускной пункт, несмотря на отсутствие виз, прошли быстро. Помню, что мы все этому удивились. Наверное, Ливия такая страна, что здесь обо всем можно просто договориться…

Поселили заробитчан в пустом госпитале неподалеку от Завии. Те из них, кто проживал в Триполи, приезжали туда каждое утро на работу, а вечером возвращались домой. Около месяца мужчины действительно занимались ремонтом нефтяной техники. А потом почти два месяца сидели без работы. Почему? Получить ответ на этот вопрос у директора фирмы Насреддина они так и не смогли.

— Он путанно как то отвечал, — вздыхает Елена. — Говорил, что все беды из-за войны. А потом попросил всех сдать паспорта на получение рабочей визы и сказал, что сможет поставить ее в течение нескольких дней. Ну, ребята и отдали документы. Кто же знал, что войска Муаммара Каддафи покинут Триполи, а злополучный ливиец Насреддин бесследно исчезнет вместе с паспортами…

"РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ ОТОБРАЛИ У МОЕГО МУЖА ВСЕ ДЕНЬГИ И ВЕЩИ"

В предпоследнюю неделю августа на жилых домах столицы Ливии появились листовки о том, что силы лидера Джамахирии скоро покинут город под давлением войск Переходного правительства. Этим сообщениям как обычно никто не поверил. Подобные слухи ходили по Триполи едва ли не с марта. Но уже вечером 20-го числа город охватила паника. Блокпосты "каддафистов" опустели. Резиденцию главы государства нещадно бомбили воздушные силы НАТО. А со стороны Завии (город, который находится в 40 км от Триполи) в столицу въехали сотни пикапов с пулеметами. Рядом с ними шли вооруженные до зубов оппозиционеры. Начались кровавые уличные бои между войсками Муаммара Каддафи и революционерами.

ФОТО: Сирт стал самой кровавой ареной войны

— Когда силы Переходного правительства наступали на Триполи, мы находились в госпитале, — говорит задержанный Александр из Севастополя. — Во время задержания (причиной чего было отсутствие паспортов) мы, конечно, испугались. Но повстанцы нас ни о чем не спрашивали и не били. Просто сразу взяли под стражу…


Задержанные. Выходят на прогулку в сад и смотрят телевизор. Фото Washington Post

— Всего за пару часов до того, как революционные силы вошли в Триполи, мой муж вместе с коллегами ехал из офиса компании — домой в Триполи, — вспоминает Елена. — Он позвонил мне и сказал, что они оказались между "двумя огнями". С одной стороны стреляли отступающие "каддафисты". А с другой — наступающие повстанцы. Ребята решили переждать в сторонке. Но революционеры их заметили и задержали. Документов-то у парней не было! После чего поместили под стражу в жилом комплексе европейского типа и продержали там около недели. Кормили скудно. Все деньги и личные вещи (вплоть до носков!) отобрали…

В это же время, в Триполи в руки повстанцев попались еще четверо работавших в злополучной нефтяной компании украинцев. Так же как и остальные, они были без паспортов. Но, в отличие от остальных 22-х, им повезло меньше.

— Эта четверка оказалась в плену у сил, которые подчиняются военному коменданту Триполи, по слухам, бывшему боевику "Аль-Каиды" Абдельхаким Бел Хаджу, — говорят наши ливийские источники в Триполи. — Их сразу поместили в охраняемое здание на окраине столицы вместе с "каддафистами". Ни воды, ни еды не давали. Били нещадно. Но так, чтобы не оставалось синяков. А остальные наши попали к революционерам из расположенного в горах города Зентан. К ним, отнеслись более-менее цивилизованно.

ПЛЕННИКИ ПЫТАЛИСЬ БЕЖАТЬ ИЗ-ПОД СТРАЖИ

В конце концов, оказавшиеся в руках Военной комендатуры четверо украинцев не выдержали мучений и решили бежать. Но неудачно. Повстанцы поймали их и снова жестоко избили. После чего вернули под стражу и надели наручники из проволоки. Так прошла неделя. Пока о случившемся не узнали в посольстве Украины в Ливии. С большим трудом нашим дипломатам удалось уговорить повстанцев перевести их в отдельное помещение, создать приличные условия содержания и пустить к ним медиков.

— Сегодня они по-прежнему остаются под арестом, — продолжают наши ливийские источники. — Но находятся уже в отдельном домике с кондиционером. Еду им готовит одна из украинских медсестер. Она же оказывает парням медицинскую помощь. После наручников из проволоки у них появились на руках гнойные раны, которые благодаря регулярным перевязкам, уже по немногу заживают.

Остальные 22 человека (а вместе с ними и трое белорусов) содержатся в отдельном домике на территории военной базы "Метига", куда их перевезли несколько месяцев назад из пригорода Триполи. У них есть душ, мебель и телевизор. Всех задержанных ежедневно выводят на прогулку в небольшой садик. С арестованным позже Александром Шадровым, его сыном и невесткой пленники не общаются. Эта троица даже находится в отдельной комнате.

— Не знаю, сознательно ли он нас подставил, — вздыхает Александр из Севастополя. — Но могу точно сказать, что за работу ни Насреддин, ни Шадров с нами так и не рассчитались…

Примечательно, что об освобождении украинских пленников речь пока не идет. А международные эксперты, с которыми мы пообщались в Ливии, а также один из ливийских политологов, вообще не верят, что их отпустят.

— Сегодня новая власть Ливии нуждается в людях, которых можно объявить врагами для того, чтобы сплотить вокруг себя народ, — считают он. — А украинские граждане прекрасно на эту роль подходят. Ведь еще до начала революции некоторые из них занимались в армии Ливии ремонтом ПВО. Так что снайперами Муаммара Каддафи их объявили не случайно. Хотя всем в Ливии прекрасно известно: эти парни в военных действиях никакого участия не принимали!

Подчеркнем также, что, по большому счету, задержание наших граждан в Ливии является незаконным. Ведь местные правоохранительные органы из-за революции прекратили свое существование, а новые пока не созданы. Соответственно, и возбудить уголовное дело против наших парней некому. Конечно, новая ливийская власть грозится решить этот вопрос. Мол, мы создадим министерство Внутренних дел, возбудим уголовное дело и проведем расследование. Но пока до этого еще далеко…

СВОБОДА В ОБМЕН НА ПОМОЩЬ

На днях из Киева в Триполи (в рамках подписанного президентом Украины Виктором Януковичем указа) прилетел самолет с гуманитарной помощью. На его борту также находились украинские врачи, которые прибыли в Ливию, чтобы помогать лечить пострадавших во время боев людей. Кроме того, самолет увез на лечение в столицу Украины 11 раненых ливийцев. Вероятно, руководство Украины рассчитывает, что в благодарность за эту помошь Ливия освободит наших граждан. Но пока не понятно, сработает ли этот расчет.

ЛИВИЮ ПЫТАЮТСЯ ПОССОРИТЬ С УКРАИНОЙ


Ливийцы. Из-за "снайперов" стали хуже относиться к украинцам. Фото: С. Николаев

Собравшись в командировку в Ливию, мы попытались получить визу в посольстве этой страны в Украине. Но нам было отказано, в связи с тем, что в стране идет революция. После чего источники в Триполи предупредили нас по телефону: без визы ехать даже и не думайте! Мы возразили, что недавно из Триполи вернулись наши российские коллеги. И виз у них не было. А в ответ услышали: "Им, может быть и повезло. Но вам – будет гораздо сложнее. В последнее время, у Украины с Ливией отношения испортились. Причем произошло это из-за задержания ваших так называемых "снайперов"!" Мы, конечно, не поверили. Получили визы в посольстве Ливии в Тунисе и отправились в Триполи. Каково же было наше удивление, когда уже на границе ливийские пограничники как бы в шутку спросили нас: а вы не снайперы?! При этом наши документы они проверяли особенно тщательно. Не только визы, но и журналистские удостоверения. Дальше — больше. Уже в Триполи мы были в гостях у местных жителей. И все они (даже те, кто не поддерживает революцию!) были уверены: наши арестованные соотечественники были снайперами и воевали на стороне Муаммара Каддафи! А о том, что эти парни на самом деле бывшие военные инженеры и техники (причем, уже не молодые) и в боевых действиях не принимали никакого участия — и слышать не хотели! Так же, впрочем, как и о том, что среди задержанных есть не только украинцы, но граждане России и Беларуси...

Тогда-то мы и задумались. А что, собственно говоря, происходит? "Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, — считает один из международных экспертов, с которым нам удалось пообщаться в Триполи. — Тем, что такое количество украинцев оказались в руках повстанцев, пытается кто-то воспользоваться. Судите сами. Во времена правления Каддафи между Украиной и Ливией были прекрасные отношения. Более того. По непроверенной информации, был подписан контракт о передаче вашей стране для разработки пяти нефтяных скважин. В то же время, другие страны таких преференций не имели. И теперь, вероятно, делают все возможное, чтобы сразу поссорить новую ливийскую власть с вашей страной. Конечно, это лишь предположение. Но то, что Украину в Ливии сейчас представляют в негативном свете, — это факт".

Так или нет, но в последнее время ливийцы изменили свое отношение даже к украинским медикам. И это притом, что наши врачи и медсестры не уехали из Ливии даже во время военного конфликта и под бомбежками лечили раненых, сутками не выходя из больниц! "Раньше ливийцы нам полностью доверяли, — говорят наши врачи в Триполи. — А теперь относятся настороженно. Все время что-то не договаривают. И в каждой беседе упоминают о снайперах. Если так пойдет, нам, возможно, придется уезжать из Ливии".

Конечно, во время революции, в любой стране, царит неразбериха. Но, судя по всему, нашим властям необходимо всерьез задуматься над происходящим в украинско-ливийских отношениях.

В МИCСУРАТЕ УКРАИНЦЕВ НЕ РАССТРЕЛИВАЛИ!


Наемники. Эти сербские удостоверения — из музея в Миссурате. Фото: С. Николаев

Около месяца назад в западной прессе появилась информация о том, что в ливийском городе Миcсурата революционеры расстреляли несколько украинских наемников, которые воевали на стороне Муаммара Каддафи. Для того чтобы проверить эти данные, мы отправились из Триполи в Миcсурату. Но в местном Революционном комитете нам сказали, что ничего подобного не было. "Мы действительно задержали десятки наемников диктатора, — сказали местные оппозиционеры. — Но украинцев среди них не было. А вот снайперы из Южной Африки (в том числе девушки!), сербы и хорваты — были. Причем много!". Примечательно, что сегодня в Миcсурате создан музей, в котором хранятся удостоверения всех иностранных граждан, которые воевали "по контракту" в армии экс-лидера Джамахирии. И мы смогли пересмотреть весь архив. Действительно, документов наших граждан там не было!

Читайте в следующий четверг третью часть нашего репортажа из Ливии — что в этой стране сейчас происходит с нашими медиками.