В США хотят пустить на металлолом советскую подлодку-музей

25 декабря 2008, 10:50
Владельцы списанной советской подводной лодки К-77, превращенной в музей в США, намерены пустить подлодку на металлолом, если для нее не найдется покупатель, так как цена восстановления плавучего музея слишком высока.

К-77, имеющая также название "Джульетта 484", использовалась американцами в качестве плавучего музея с 2002 года. В апреле 2007 в устье реки Провиденс возле одноименной столицы американского штата Род-Айленд подлодку выбросило на мель, а

после сильнейшего шторма в апреле 2007 года на реке Providence подлодка утонула.

Реклама

ВМС США подняли 86-метровую К-77 в июле этого года, но ее корпус сильно пострадал после 15-месячного пребывания под водой.

По оценкам экспертов, восстановить подлодку лодку и снова устроить плавучий музей будет стоить более 1 миллиона долларов.

"Основываясь на данных экспертов, цена восстановления (подлодки) за пределами наших возможностей", – сказал директор плавучего музея Фрэнк Леннон.

Реклама

К-77, спущенная на воду в 1965 году, несла службу на Северном флоте. В 1988 году ее сняли с вооружения. Американским экспертам известно, что субмарина была списана в 1991-1994 годах, но они до сих пор точно не знают, какие боевые задачи выполняла подлодка.

Имеющиеся у музея неподтвержденные данные показывают, что К-77 часто видели в Средиземном море, в Атлантическом океане у берегов Западной Африки и даже один раз – в Карибском море возле американских Виргинских островов.

Подлодки этого класса изначально предназначались для ударов по американским городам на Восточном побережье США, а затем были перенацелены для скрытного сопровождения американских авианосцев и их уничтожения в случае начала войны, сообщает музей.

Реклама

К-77 является дизельной подводной лодкой, но ее главное вооружение составляли четыре крылатые ракеты с ядерными боеголовками дальностью до 500 километров. Военные моряки США и НАТО считали подлодки этого класса серьезным противником.

По информации музея, после распада СССР подлодку К-77 каким-то образом сумел купить у российского правительства финский бизнесмен, приходившийся зятем президенту Финляндии Мауно Койвисто.

К-77 была отведена в Хельсинки и превращена в плавучий ресторан, но не принесла ожидаемых доходов и в 1998 году была передана в лизинг предпринимателю из Канады, который отбуксировал ее в США в порт американского Санкт-Петербурга (штат Флорида) в надежде превратить ее в плавучий музей.

Идею реализовать не удалось. После банкротства канадца финский владелец субмарины попытался продать свою собственность, выставив К-77 на интернет-аукцион по цене в 1 миллион долларов, но серьезных покупателей так и не нашлось.

В 2000 году субмарину за 200 тысяч долларов зафрахтовал Голливуд для съемки фильма "К-19" с участием Харрисона Форда и Лиама Нисона о судьбе экипажа попавшей в аварию советской АПЛ К-19.

Для съемок фильма подлодка К-77 была отбуксирована в Галифакс (Канада), где оставалась до 2002 года, пока не была куплена военно-морским музеем в Провиденсе (штат Род-Айленд), уже владеющим списанным американским авианосцем "Саратога".

В этом же году К-77 была отбуксирована из Канады назад в США и превращена в плавучий экспонат под названием "Русская подводная лодка-музей", цена билета в который составляет 8 долларов.