В карельской трагедии виноват нетрезвый штурман

20 сентября 2011, 05:06
ТУ-134 погубил нетрезвый член экипажа.

Карелия. По данным МАК, экипаж не ушел на спасительный второй круг, потому что ошибся штурман, фото ИТАР-ТАСС

Череда авиакатастроф в России заставила руководство страны заняться техническим состоянием российского авиатранспорта. Но обнародованные Межгосударственным авиационным комитетом (Москва) причины крушения 21 июня в Карелии Ту-134 авиакомпании "РусЭйр" (погибли 47 человек, в том числе двое граждан Украины) указали еще на одну серьезную проблему, которой пока не приказывал заниматься Дмитрий Медведев — слабый контроль за летным составом.

Расследование показало, что штурман погибшего экипажа находился на борту в легкой степени опьянения. Именно это помешало экипажу принять правильное решение — уйти на второй круг. В документе МАК это описано так: "Причиной катастрофы при выполнении захода на посадку в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома, явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете". Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже выражалось в том, что "командир полностью подчинился штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения". Но МАК пока не дал ответ, как же нетрезвый штурман оказался на борту — либо его допустили медики, проводившие предполетное обследование, либо этого обследования вообще не было!

Реклама

В УКРАИНЕ: НАШИХ ПИЛОТОВ СТРОГО ПРОВЕРЯЮТ. В наших авиакомпаниях уверяют, что на борт их самолетов нетрезвый член экипажа не проникнет. "Наших пилотов очень строго проверяют, выборочно и без каких-либо предупреждений. Они прекрасно знают, когда и сколько можно выпить, чтобы на работу выйти в нормальном состоянии, и за всю почти 20-летнюю история компании нетрезвых не было", — заверила "Сегодня" пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

Но наши авиаэксперты указывают на другую проблему, существующую как в России, так и в Украине. "У нас катастрофически не хватает пилотов — нет никакого резерва, который был при СССР, летные училища выпускают недостаточно, а у старой гвардии сдает здоровье. Поэтому наши летчики серьезно перегружены и порой им предоставляют мало времени для отдыха. Сейчас в США поставили вопрос о существенном сокращении рабочей недели у пилотов, после того, как два часа не могли добудиться пилотов Ил-86, совершавшего трансатлантический рейс! Они заснули от переутомления и летели на автопилоте, — рассказал нам президент Научно-методологического центра процессного анализа (Киев) Евгений Хохлов. — Не исключено, что у штурмана Ту-134 алкоголь в крови — это остатки лекарства. В документе МАК не сказано, каков был уровень алкоголя. И хочу отметить, если даже штурман сделал ошибку, то конечной причиной этой аварии является неэффективная работа систем предупреждения столкновения с землей".

ЯК-42: БЫЛА ПРОБЛЕМА СО СТАБИЛИЗАТОРОМ. Относительно катастрофы под Ярославлем 7 сентября, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив", МАК заявил, что набрать нужную для взлета высоту самолету не дала "дополнительная сила торможения". Откуда она взялась, эксперты пока не сообщают. Российские СМИ раздобыли последний фрагмент переговоров экипажа Як-42 до момента его падения. Согласно этой расшифровке, проблема была со стабилизатором (возможно, застопорены рули высоты), а командир экипажа действительно передал управление 2-му пилоту, у которого было мало опыта полета на Як-42.

Реклама