В КНДР мясо едят лишь по праздникам и массово занимаются спортом

23 июня 2012, 10:00
Спецрепортаж: как живется в Северной Корее. Часть 1.

Реклама

В Северной Корее до сих пор еще ощущается нехватка продовольствия, а также в чести спортивный образ жизни, поэтому в этой стране почти нет толстяков. Обладатели внушительного животика, как правило, — представители руководства партии и правительства. Пешком они не ходят, пролетая мимо пешеходов и велосипедистов на роскошных автомобилях-"иностранцах". Зачастую это внедорожники представительского класса, а у чиновников рангом пониже — "Мерседесы" 80-х годов. Есть у политэлиты и другие льготы — спецталоны на товары в закрытых распределителях и валютных магазинах, паспорта и... пропуска в любую часть страны. Дело в том, что самостоятельно путешествовать по КНДР невозможно — вся страна разделена на районы, въезд-выезд из которых контролируют военные.

Во время поездки из Пхеньяна в портовый город Нампо нашу легковушку несколько раз останавливали перед КПП. Для иностранных туристов у гидов заранее заготовлены пропуска. Да и местным жителям, чтобы попасть в другой район, тоже нужен пропуск или документы на командировку. Корейцам иногда приходится часами простаивать в длинных очередях — пока дотошные военные не выяснят цель поездки каждого. У тех, кто хочет проведать родню, на руках "увольнительные", которые выдают деревенские старосты и председатели городских жилищно-квартирных комитетов. Правда, говорят, в последнее время этот вопрос на КПП стало возможным решить по-быстрому за небольшие деньги (примерно 100—200 вон. Для сравнения: средняя зарплата — 4—10 тысяч вон) — после смерти Ким Чен Ира в корейском обществе стала развиваться коррупция.

"ТЕТУШКИ". Соседи по лестничной клетке выбирают старосту, который обязан следить за моральным обликом своей коммунальной ячейки. Также староста должен проводить политинформацию и организовывать членов ячейки на мини-субботники. Без его ведома невозможно сделать в квартире ремонт и даже пригласить родственников на семейный праздник. Как правило, старостами жилищных "коммун" выбирают пенсионеров, чаще всего — женщин, которых сами корейцы называют "тетушками". В свою очередь, "тетушки" обязаны раз в месяц отчитываться за своих подопечных перед специальными сотрудниками Министерства общественной безопасности.

Реклама

"Если ты часто не хвалишь руководство партии и страны в разговорах с соседями, то "тетушка" обязательно напишет на тебя рапорт в Министерство. И тебя прямо с работы заберут на перевоспитание трудом — на стройку запруд для рисовых плантаций в каком-нибудь сельском лагере", — рассказал мне во Владивостоке парень Ли, который недавно навсегда покинул родную КНДР.

МЯСО — ПО ПРАЗДНИКАМ. Туризм в Северной Корее существует лишь для иностранцев — это организованные посещения памятных мест истории революционной борьбы. Что касается местных, то они отдыхают на природе, выезжая туда всем коллективом профсоюзной организации предприятия или армейского подразделения. На таких пикниках сотрудники весело горланят песни под аккордеон. Репертуар порадовал — на наших глазах коллектив швейной фабрики вполне слаженно исполнил "Катюшу" и даже "Миллион алых роз" на русском языке.

Можно также выбраться в городской парк всей семьей или с соседями по коммунальному блоку. Единственное неудобство — отсутствие общественных туалетов. Правда, это нисколько не смущает отдыхающих, которые, особо не стесняясь, ходят по нужде за ближайшее дерево. Главный атрибут пикника — несколько бутылочек с корейской рисовой водкой "соджу", напоминающей по вкусу сильно разбавленную "окаянную", маринованная острая капуста "кимчи", рис и рыба.

Реклама

"На шашлык" здесь не выезжают. "Мясо у нас считается деликатесом и выдается лишь на праздники — дни рождения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира", — удивил нас кореец Пак. Удивительно, но в отличие от нашей страны, когда на майские весь народ выбирается на природу, в КНДР 1 Мая считается домашним праздником. Традиционные военные парады и массовые гражданские демонстрации на День международной солидарности трудящихся не устраиваются.

"ПОКАЖИ МНЕ КАРАТЕ!". Ким Чен Ир еще 20 лет назад заявил, что Северная Корея должна доказать всему миру свое подавляющее превосходство во всех видах единоборств и состязаний. Поэтому физкультурой и спортом здесь занимаются все поголовно. Кстати, это, как ни странно, вовсе не мешает местным мужчинам постоянно дымить сигаретами. Пенсионеры играют в бадминтон в парках и ходят пешком в гору, напевая революционные песенки. Перед заводами и фабриками можно запросто обнаружить трудящихся, которые слаженно делают производственную гимнастику — упражнения из арсенала национального вида единоборств — тхеквондо. "Путь руки и ноги", а именно так переводится тхеквондо, культивируется в КНДР с детства. Тренировки этого вида рукопашного боя обязательны для всех военнослужащих и полицейских.

Совершенно случайно мне довелось сразиться с одним из тхеквондистов. Сразу после приезда я обмолвился своим гидам, что мое хобби — карате. Один из них, когда мы были в приграничном городе Кесон, рассказал об этом своим коллегам. Ко мне тут же подошел сухощавый парень с военной выправкой и на английском языке предложил мне "показать ему карате". Пока я размышлял, чтобы такого "изобразить", внезапно почувствовал удар ногой в ухо! Кореец явно хотел показать свое превосходство. От нокаута меня спас только рефлекс, выработанный 25-ю годами тренировок киокушин-карате, — левой рукой я заблокировал "демарш" тхеквондиста. Дальнейшие события развивались стремительно: моя левая нога, помимо воли, также "сработала" — тяжелый ботинок врезался гиду под ребра, "сложив" корейца пополам. Схватка с бравым корейцем продолжалась еще пару минут и закончилась моей победой. Но, даже оказавшись на асфальте, он повел себя как настоящий спортсмен — поднявшись, поприветствовал меня уважительным поклоном. А его коллеги дружно похлопали нам за дармовое зрелище.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: В КНДР нет интернета, а на полугодичные заработки в Россию пускают лишь холостяков