В КНДР нет интернета, а на полугодичные заработки в Россию пускают лишь холостяков

23 июня 2012, 10:00
Спецрепортаж: как живется в Северной Корее. Часть 2.

Реклама

Часть 1: В КНДР мясо едят лишь по праздникам и массово занимаются спортом

Продолжение

"КАЛАШНИКОВ" В СЕРЕБРЕ. Каждый третий гражданин Северной Кореи одет в мундир. К армии здесь отношение трепетное — к воинской службе готовят сызмальства. НВП — начальная военная подготовка — в школах является основным профилирующим предметом, а умение собрать и разобрать "калаш" за секунды ценится выше, чем хорошее знание математики.

Реклама

Главным руководящим органом в стране, согласно конституции, является… Комитет Обороны КНДР. Его председатель автоматически является главой страны. Срок службы в армии составляет 3 года, причем обязательному призыву подлежат и девушки. Служат они как в сухопутных силах, так и во флоте. К слову, количество постовых и армейских КПП просто зашкаливает. Вооруженные солдаты охраняют даже музеи и исторические достопримечательности. А перед дворцом, где хранятся подарки обоим Кимам, постовой держит в руках... посеребренный автомат Калашникова.

В 90% случаев рядовые срочной службы, отдавшие армии 3 года, остаются на сверхсрочную. Причина такого желания проста — снабжение армии гораздо лучше, чем на "гражданке" (офицеры получают около 15 тысяч вон). Кормят регулярно, обмундирование выдают в срок, да еще и развлекают: вывозят на экскурсии, в кино и театры на революционные пьесы. Обязанности рядового просты — нужно неукоснительно выполнять устав и приказы командиров.

Правда, есть у этой медали и вторая сторона. Как и наш стройбат, корейские военные, причем и мужчины, и женщины, трудятся на стройках зданий и рисовых полях. В Нампо нам с гордостью показали огромную гидроэлектростанцию, построенную солдатами пять лет назад. Интересно, что, помимо подачи электроэнергии, ГЭС выполняет и "продовольственную" функцию. Перед одним из водозаборников станции установлен гигантский невод, в который набивается морская рыба. Регулярно улов вынимают и отправляют в распределители города.

Реклама

Та часть армии, которая занимается собственно воинской службой и обороной страны, тщательно маскируется от посторонних глаз. В журнале "Корея" часто можно увидеть парадные фото встреч северокорейского генералитета с обоими Кимами. На первый взгляд они выглядят несколько экстравагантно — их мундиры сплошь увешаны огромными орденами величиной с блюдце. Однако, по мнению бывалого полковника в отставке Михаила В., с которым я познакомился во время поездки в Северную Корею, армия КНДР сильна дисциплиной и преданностью. "Главный козырь ВС КНДР — это их подразделения спецназа. Пара десятков тысяч элитных бойцов сведены в несколько дивизий диверсионного назначения и за короткое время могут быть переброшены для ведения боевых действий на территории Южной Кореи. Подготовка этих спецназовцев просто фантастическая. А вот боевая техника в Северной Корее слабовата и морально устарела", — рассказал Михаил, по долгу службы бывавший в КНДР.

Срок сверхсрочной армейской службы может длиться до 15—20 лет. Система званий схожа с табелью о рангах в СССР. Форма также скопирована с советской. Повседневное обмундирование военных больше напоминает советскую форму предвоенного периода — с петлицами на воротнике. А парадная, с большими погонами, очень похожа на форму Советской армии 70—80-х годов.

По истечении срока сверхсрочной службы бывших солдат с удовольствием берут бригадирами и мелкими руководителями на гражданские фабрики и сельхозпредприятия — дисциплина, выправка и преданность идеям Чучхэ у них остаются на всю жизнь.

"ИНТРАНЕТ". После смерти Ким Чен Ира режим в стране немного ослабился. Например, в центре Пхеньяна, в одном из парков, я увидел несколько мажоров. Подростки были облачены в майки с китайскими иероглифами, а на голове — бейсболки козырьком набок. Обязательные для корейцев значки с ликами вождей на их одежде отсутствовали. "Это дети больших начальников. Их дружинники не задерживают. Простым корейцам даже дома в таком наряде расхаживать боязно, а на улицах — и вовсе опасно", — поясняют мои знакомые корейцы.

Да и в принципе влияние Запада, по уверениям бывших жителей КНДР, ощущается сейчас везде в стране. Интернета в КНДР нет, есть внутренняя сеть "интранет", по которой транслируется информация, тщательно профильтрованная властями. Зато на черном рынке можно купить видеокассеты и диски с китайскими и российскими боевиками и мелодрамами. Такую продукцию контрабандой часто провозят северокорейские гастарбайтеры, которые возвращаются с работ из КНР и России.

ДЕРЖИ ВОРА! Несмотря на железный кулак Ким Чен Ира и полвека существования "народных трибуналов" с драконовскими законами (за кражу суд может приговорить к расстрелу), в стране так и не удалось полностью победить воровство. В углу столовой захудалого санатория в городе Нампо стоит корпус от телевизора. "Где же сам телевизор?" — с удивлением спрашиваю у проводника. Тот засмеялся и коротко отчеканил: "Украли". "Унести с поля рис, а с завода тот продукт, который производится, — порой единственный выход для наших людей. Украденное потом можно обменять на деньги или продукты. Особенно часто воруют на продовольственных распределителях. Заведующих после этого расстреливают, но следующие тоже начинают воровать", — рассказали мне во Владивостоке корейцы.

ЗАРАБОТКИ В РОССИИ. После возвращения во Владик мне довелось познакомиться с несколькими северокорейскими гастарбайтерами. В России трудяги из КНДР чаще всего работают на лесоповалах и стройках. Причем даже за границей группы корейцев строго организованы по 10—15 человек, во главе которых стоят партруководители. Они должны следить за тем, чтобы никто из рабочих не остался в России. Однако гарантией возвращения корейцев на родину по-настоящему являются их семьи. Холостяков на заграничные заработки не пускают. А все желающие подработать на чужбине должны пройти жесткий партийный отбор. Все гастарбайтеры обязаны сдавать 60% зарплаты государству. При этом и на оставшиеся гроши — $100—200 — они умудряются отовариться дефицитом. На моих глазах группа таких рабочих из 50 человек загрузила самолет, летевший в КНДР, более двумястами огромными ящиками и баулами. "В России работать очень выгодно. Я там был полгода, теперь везу домой много одежды, телевизор и $100. Дома меня будут считать настоящим богачом!" — похвастался один из корейцев.