В Москве могут вспыхнуть новые беспорядки

28 мая 2012, 14:39
Московская оппозиция наметила на 12 июня сразу две акции.

Фото AFP

Помимо "Марша миллионов" 12 июня в Москве планируется митинг, посвященный референдуму о переизбрании Мосгордумы и мэра.

"Это не раскол, это распределение обязанностей, – пояснил член Лиги избирателей, журналист Сергей Пархоменко. – Две акции являются как бы комплиментарными друг другу, они друг друга дополняют. У них разные задачи, поэтому они происходят последовательно – сначала одна, потом другая".

Реклама

По мнению наблюдателей, после выхода на свободу лидеров протестного движения Алексея Навального и Сергея Удальцова противостояние оппозиционеров и полиции может возобновиться с новой силой. Для власти самый опасный сценарий – если политический протест сольется с социальным.

В Кремле этого откровенно боятся, тем более что лидеры оппозиции вроде Удальцова активно используют социальную тему, подтвердили чиновники журналу "Коммерсант-Власть".

В понедельник заявка на "Марш миллионов" была подана в мэрию, шествие, по словам Удальцова, должно стартовать в 14:00 от Белорусского вокзала по Тверской улице с последующим митингом на Боровицкой площади в 15:00. Мероприятия заявлены на 50 тысяч человек.

Реклама

Тогда же, 12 июня, только в полдень, в парке около Сахаровского центра по адресу улица Земляной Вал, 57 Лига избирателей планирует провести "большое московское собрание избирателей, посвященное инициативе московского городского референдума". Заявителями этой акции, помимо Пархоменко, являются координатор Лиги Николай Беляев, журналистка Ольга Романова, литератор Дмитрий Быков и депутат Краснопресненского муниципального собрания Елена Ткач.

Первый заместитель руководителя московского департамента региональной безопасности Василий Олейник, заявка на "Марш миллионов" будет рассмотрена в течение трех дней.

В различных тематических сообществах в социальных сетях число тех, кто готовы пойти на "Марш", варьируется от пяти до девяти тысяч человек. Еще две тысячи рассматривают возможность участия.

Реклама

Создатели коммьюнити в социальных сетях указывают, что требования участников акции остаются прежними – "честные выборы, сменяемая власть, гражданские свободы".

Сами организаторы рассчитывают вывести на улицы не меньшее число людей, чем на Болотной площади 6 мая, когда все закончилось беспорядками, столкновениями с ОМОНом и задержаниями протестующих.

Как пишет в журнале "Коммерсант-Власть" журналистка Екатерина Винокурова, во власти пока не возникло четкого понимания того, как быть дальше с протестами. Идет как бы "борьба группировок", или трех условных групп чиновников, каждая из которых пытается убедить президента Владимира Путина в правильности именно их стратегии.

Первой руководит бывший первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, возглавляющий сейчас аппарат правительства. Он выступает за незначительные компромиссы с оппозицией, которые должны усиливать ее внутренний раскол и углублять размежевание между умеренными и радикалами.

Вторую группу олицетворяет нынешний первый замглавы администрации Вячеслав Володин. Он предпочитает давать протестующим жесткий конфронтационный ответ.

В третьей группе оказались сторонники мэра Москвы, экс-главы администрации президента Сергея Собянина. Они считают, что надо избегать скандалов и искать договоренностей для предотвращения эскалации конфликта в крупных городах.

Отчасти именно эта тактика применялась властями в дни первой акции оппозиции на Болотной площади, отмечается в статье.

Позиция самого Путина пока двойственна: на прошлой неделе он заявил, что, с одной стороны, закон должен защищать демократию, с другой – защищать общество от политических радикалов.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко констатирует, что с декабря по май поведение Кремля было ситуативным, единой стратегии не наблюдалось.

"Было ожидание, что протест пойдет на спад после выборов, но этого не случилось. Есть две позиции во власти: одна – что надо готовиться к более серьезным потрясениям, чем теперешние, другая – что сейчас протест все же спадет", – говорит он.

Таким образом, у власти нет понимания, что делать, и главное – "нет противоядия от склеивания протеста политического с протестом социальным", заключает Минченко. Силовикам же нужно одно – четкий приказ. А тактика "угрозы силой", которой власть пытается продемонстрировать свой серьезный настрой, вызовет скорее не страх, а мобилизацию протеста. Так что противостояние на улицах, возможно, только усилится.