В России признали, что не могут не продавать Ирану ракеты

18 июля 2012, 10:00
Иран может легко выбить из России через суд миллиарды долларов.

Руководство Ирана, обратившееся в международный арбитраж из-за невыполнения Россией оружейных контрактов и потребовавшее компенсации в размере четырех миллиардов долларов, преследует вполне определенную цель. И это не деньги, полагают эксперты.

Тегеран, судя по всему, не теряет надежды получить российские зенитно-ракетные комплексы С-300 и готов предоставить Москве алиби перед мировым сообществом.

Реклама

Источники "Коммерсанта" в правительстве РФ признают, что "положение с иранским иском крайне серьезное" и что суд, вполне вероятно, удовлетворит требования Ирана.

"К сожалению, у нас нет оснований полагать, что суд учтет все тонкости нынешней сложной ситуации вокруг Ирана, – пояснил чиновник. – Есть опасения, что на Россию наложат гигантский штраф".

Министерство обороны Ирана и компания The Aerospace Indastries Organisation подали в международный Третейский суд Женевы иск к ОАО "Рособоронэкспорт" за невыполнение оружейных контрактов. Сумму ущерба иранцы оценили почти в четыре миллиарда долларов.

Реклама

Основной пункт в перечне претензий Тегерана к Москве, судя по всему, – срыв поставок зенитно-ракетных комплексов С-300, договор о которых был заключен в 2007 году.

Иран уже пытался обращаться в суд в этой связи, настаивая, что отказ России в 2010 году от выполнения контракта выходит за рамки санкций, наложенных резолюцией 1929 Совбеза ООН. Претензии к РФ выдвигались несмотря на то, что иранцам была возвращена сумма аванса в 167 млн долларов. Общая стоимость контракта оценивалась, по некоторым данным, в 800 миллионов.

Что касается четырех миллиардов, которые Тегеран теперь намерен потребовать при содействии Женевы, то здесь учтена не только стоимость неполученных ЗРК, но и понесенные в этой связи издержки – подготовка к постановке С-300 на вооружение, моральный ущерб и даже неустойки по ряду других военных контрактов, которые не были выполнены после 1995 года, когда военно-техническое сотрудничество между двумя странами было фактически заморожено.

Реклама

В суде Россия намерена настаивать на том, что санкции Совбеза ООН распространялись и на контракт 2007 года, так как к моменту принятия резолюции он еще не был выполнен. Иран, как отмечают информированные источники, сделает упор на том, что С-300 не подпадали под международные санкции. Действительно, в статье 8 резолюции говорится о запрете на поставку Ирану "ракет или ракетных систем, как они определяются для целей регистра обычных вооружений ООН". Но в статье 7 этого регистра сказано, что подкатегория "ракеты и ракетные системы" не включает в себя ракеты "земля-воздух", к которым и относятся С-300.

В суде иранцы будут упирать на то, Россия ввела в отношении их страны более жесткие санкции, чем это было предусмотрено Совбезом.

Примечательно то, что Тегеран в данном случае не преследует цели обогатиться. Обращением в Третейский суд иранцы пытаются вынудить российских партнеров возобновить поставки ЗРК. Подобную мотивацию не пытаются скрыть. Еще в 2011 году, когда был подан иск в связи с непоставкой С-300, посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади заявлял: "Мы направили свой иск, чтобы решение суда помогло России осуществить эти поставки, чтобы у России был юридический козырь".

Ирану, действительно, не нужны миллиарды долларов от России, полагает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. Все, чего хочет Тегеран, – это простимулировать Москву, чтобы та вернулась к вопросу поставок С-300, уверен эксперт. А гигантский иск – своего рода "помощь" российским коллегам, чтобы те могли объяснить решение о возобновлении контактов с Тегераном по военной линии нежеланием терять огромные деньги, заявил Сафаров.

Впрочем, эксперты сомневаются, что российские власти под давлением Тегерана переменят позицию.

"Обе стороны допустили просчеты. РФ не стоило отказываться от исполнения контракта под предлогом санкций – поставка Ирану систем ПВО благотворно сказалась бы на ситуации в регионе, – заявил глава ПИР-центра Владимир Орлов. – Теперь же грубый просчет допускает Иран. Если он думает, что финансовым давлением заставит Москву реанимировать сделку, то глубоко ошибается. Иранцам должна быть понятна психология Кремля: не давите – и не давимы будете".

По словам эксперта, "если в РФ и решат вернуться к реализации контракта (а такие разговоры шли и идут), то уж точно не из-за того, что иранцы надумали судиться".