В Тунисе после бунта подешевел отдых и увольняют стариков

12 апреля 2011, 06:14
Мы узнали, чем сейчас живет страна "Жасминовой революции".

Эйфория. После победы революции люди надеются, что будут жить так же хорошо, как европейцы. Фото АFP

Три месяца назад, 14 января 2011 года, в Тунисе произошла "Жасминовая революция". Правивший страной в течение 23-х лет президент Зин эль-Абидин бен Али был вынужден вместе с семьей бежать в Саудовскую Аравию, а Конституционный совет Туниса назначил в качестве временного главы государства спикера парламента Фуада аль-Мабзаа. Как же живет сегодня эта курортная страна?

ОТДЫХ ПОДЕШЕВЕЛ. О недавних беспорядках в столице Туниса напоминают лишь вооруженные военные патрули на улицах и все еще разбитые витрины магазинов. Общественный транспорт здесь уже давно работает в нормальном графике. Со связью проблем нет. Цены на продукты и промышленные товары не выросли. Большинство людей регулярно получают зарплату. Но, по словам давно проживающего в Тунисе менеджера одной из российских турфирм Сергея, все не так просто. "Цены на отдых снижены на 25—30%, но отели пустуют, так как туристы боятся ехать в Тунис, где еще орудуют мародеры, — рассказал он. — Говорят, среди них много преступников, сбежавших из тюрьмы города Махдия во время революции. А также темнокожие граждане Южной Африки, которые ранее работали в Ливии, а после начала там гражданской войны были вынуждены уехать оттуда без копейки за душой".

Реклама

ФОТО: В Тунисе после погромов началось мародерство

Кстати, в дни революции больше всего пострадала столица страны, в том числе хорошо известный туристам старый город — Эль-Медина. А также пригороды: Карфаген, Ла-Марса и Сиди-Бу-Саид. "Агрессии демонстрантам было не занимать, — вспоминает Сергей. — Мы прятались от них в отелях, которые охраняли частные фирмы. Отмечу, экс-президент Бен Али не отдавал приказ стрелять по демонстрантам. СМИ, которые об этом сообщали — обманывают".

Реклама

Военные патрули ищут мародеров и преступников. Фото АFP

WIKILEAKS. Как известно, толчком к началу революции в Тунисе послужил акт самосожжения молодого парня — Мухаммеда Буазизи. Получив диплом об окончании университета, он рассчитывал, что будет работать инженером. Но места так и нашел. И с большим трудом устроился продавцом во фруктовую лавку. А в декабре в магазин пришел полицейский, взял фрукты и, не расплатившись, ушел. Парень побежал за ним с просьбой отдать деньги, ведь его могли уволить. Но в ответ полицейский заявил, что закроет торговую точку и спустя пару дней выполнил обещание. После чего Мухаммед и свел счеты с жизнью. "Эта типичная для Туниса история вылилась в общенациональное восстание, — говорит один из преподавателей старейшего университета столицы Салах М. — А как еще могло быть, если безработица среди молодежи составляла 25%, а иностранные инвесторы (напомним, что подавляющее число компаний в Тунисе — иностранные. — Авт.) привозили кадры из своих стран?! Прибавьте к этому высокие цены и низкие зарплаты".

13 января президент Зин аль-Абидин бен Али принял решение выступить перед манифестантами. Он объявил о роспуске правительства и пообещал не ограничивать доступ к интернет-ресурсам. Но было уже поздно. "Спустя два часа после выступления Сеть заработала в полном объеме, — вспоминает Салах М. — Люди прочитали материалы сайта Wikileaks, в которых говорилось, что семье бен Али доставляют продукты к столу чартером из Франции и испытали шок. Уже 14 января для разгона демонстрантов полиции пришлось применить слезоточивый газ. А 15 января стало известно, что президент сбежал…".

Реклама

ПАМЯТНИК БУАЗИЗИ. После свержения надоевшего режима простые жители страны пребывают в эйфории и делятся эмоциями с иностранцами: "Бен Али был крейзи! — пытается объяснить нам свою гражданскую позицию 40-летний таксист Саид. — Без него мы будем жить, как в Европе!". Тем временем действующая власть пытается решить проблему безработицы среди молодежи. Вступило в силу постановление о выходе на пенсию всех, кому исполнилось 60 лет. Причем касается этот документ не только чиновников, но и представителей бизнеса, например, директоров отелей. А это, по мнению туроператоров, может привести к падению уровня обслуживания. Но об этом временные власти, судя по всему, пока не задумываются. Кроме того, в ближайшее время в Тунисе планируют поставить памятник парню, который пытался покончить с собой. Хотя героем революции его считают только обычные люди, а элита — нет. "Я не понимаю, почему имя этого парня возводится в культ! — резко бросил нам один из местных бизнесменов. — Лично я — против этого". Не строят предприниматели и иллюзий по поводу мгновенного превращения Туниса в европейскую страну. "За годы правления бен Али госаппарат насквозь прогнил, — говорит еще один предприниматель. — Коррупция процветает в полиции, на таможне, в кругах чиновников. Для наведения порядка в стране нужна сильная рука и годы". В то же время бизнесмены не скрывают, что поддерживали революцию, которая бы просто захлебнулась без финансовых вливаний с их стороны. "Бизнесу уже давно надоело содержать семью президента и шестерых братьев его жены Лейлы Трабелси, — говорит один из бизнесменов. — Как только компания начинала приносить доход, к ее хозяину приходили посланцы и требовали отдать 51% акций одному из братьев. Если владелец отказывался — предприятие закрывали. Не действовала коррупционная схема лишь в турбизнесе — главной отрасли дохода страны".

ФАВОРИТА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГОНКИ ПОКА НЕТ

Несмотря на столь тяжелые условия ведения бизнеса, сегодня в Тунисе проживает много миллионеров. Они сделали состояние на добыче и переработке газа и нефти, производстве оливкового масла, трикотажа, полиэтилена и автомобилестроении. Сейчас все эти люди заняты поиском политиков, которые нуждаются в их поддержке и в будущем смогут лоббировать их интересы. Ведь временное правительство уже назначило дату выборов Конституционного совета — 24 июля 2011 года.

"В выборах будут принимать участие девять партий, — рассказал нам Салах М. — Лидеры большинства из них либо вышли из тюрьмы, где находились вследствие политических репрессий, либо вернулись из изгнания. Вероятно, что меньше всего голосов наберет Компартия, которая намерена национализировать все частное имущество, что многим не нравится. А также партия радикальных исламистов Islamist Ennahda. Ведь люди в Тунисе привыкли жить свободно. Думаю, что основная борьба развернется между Прогрессивно-демократической партией и партией "Демократический форум за труд и свободы".

После парламентской гонки в Тунисе должны пройти президентские выборы. Но наши собеседники не смогли дать ответ на вопрос о том, кто из политиков может одержать на них победу. Мол, делать прогнозы еще рано. В то же время они подчеркнули, что и. о. главы государства Фуада аль-Мабза имеет достаточно высокий рейтинг.

СТРАНА ЛИБЕРАЛОВ

Несмотря на то, что в Тунисе проживает немало радикальных исламистов, эта страна является самой либеральной в Арабском мире. "У нас женщинам предоставлены избирательные права, а за многоженство грозит уголовное наказание, — рассказывают тунисцы. — Кроме того, официально легализованы бордели и разрешено спиртное. Конечно, если местная девушка выйдет на пляж в бикини, к ней подойдет полицейский. Все-таки у нас государство мусульманское. Но дама, скорее всего, тут же покажет ему французский паспорт (напомним, что до 1959 года Тунис находился под протекторатом Франции, поэтому у многих тунисцев имеются французские паспорта. — Авт.), и конфликт будет исчерпан".